Кальвизий Зет
Кальви́зий Зет (лат. Sethus Calvisius; настоящие имя и фамилия Зет Кальвиц, Seth Kalwitz) (21.2.1556, Горслебен, Тюрингия – 24.11.1615, Лейпциг), немецкий музыкальный теоретик и педагог, композитор, хронолог (историк) и астроном.
Начальное образование получил в школах Франкенхаузена (ныне Бад-Франкенхаузен) и Магдебурга, затем обучался в университетах Хельмштедта (1579–1580) и Лейпцига (1576, 1580). В 1581 г. служил кантором в университетской церкви Святого Павла в Лейпциге. В 1582–1594 гг. работал в гимназии «Шульпфорта» (близ Наумбурга), где служил кантором, преподавал иврит, греческий, латынь, занимался изучением хронологии, математики, музыкальной теории, сочинял музыку.
В мае 1594 г. Лейпцигским городским советом назначен кантором церкви Святого Фомы (Thomaskirche). В 1605 г. опубликовал фундаментальный труд «Хронология» («Opus chronologicum»), после чего получил предложение преподавать в университетах Франкфурта-на-Одере и Виттенберга. Однако от выгодного карьерного предложения отказался, продолжал до конца дней работать в Лейпциге.
Многолетняя преподавательская работа позволила Кальвизию досконально изучить музыкальную практику и хорошо адаптировать свою музыку для учебных нужд. Таковы цикл четырёхголосных латинских и немецких гимнов, написанный для «Шульпфорты» («Hymni sacri latini et germanici», 1594), 70 дуэтов на латинские тексты из Евангелия («Bicinia septuaginta», 1599), 22 терцета главным образом на тексты лютеровской Псалтири («Tricinia», 1603). Изящные имитации приближают эти произведения в строфических формах к итальянским мадригалам, свидетельствуют о зрелом мастерстве автора. Кальвизий выпустил также сборник 124 духовных песен лютеран «Harmonia cantionum ecclesiasticarum» (1597), обработав их в «стандартной» четырёхголосной хоральной фактуре, с мелодией в верхнем голосе. Более традиционны (в имитационно-полифонической технике франко-фламандской школы) его мотеты на 6–8 голосов, вошедшие в сборник разных авторов «Florilegium selectissimarum cantionum» (1603).
В 17–18 вв. Кальвизий считался выдающимся историком (точнее, хронологом). Его основной труд в этой области – «Хронология», в которой он сопоставил события из истории и мифологии разных народов древности с глобальной хронологией, рассчитав даты более 300 затмений по сохранившимся документальным свидетельствам, «от начала времён» до конца 16 в. Помимо хронологических и астрономических таблиц, здесь также описаны все известные на тот момент календари и системы летосчисления, приведены списки вавилонских и персидских правителей, воспроизведена многолетняя полемика относительно даты рождения Иисуса Христа и многое другое. Однако достоверность документов, использованных в «Хронологии», была подвергнута сомнению отчасти уже самим автором; впоследствии труд стал предметом научной дискуссии. С одной стороны, он получил высокую оценку И. Казобона и Д. Пето. Ж. Ж. Скалигер охарактеризовал Кальвизия как выдающегося историка своего времени, использовал его наработки в своих трактатах. С другой стороны, с критикой выступили Н. Рейснер, Д. Пареус и И. Кеплер. Как бы то ни было, хронологические таблицы Кальвизия ещё долгое время рассматривались в качестве базы для исторических исследований.
Музыкальные труды Кальвизия создавались преимущественно в учебно-практических целях. Напрямую с «Opus chronologicum» связаны 3 небольших трактата под общим названием «Exercitationes musicae» («Музыкальные упражнения»; издания 1600, 1611). Первая часть «Упражнений» посвящена ладам. Вторая представляет собой очерк истории музыкальной науки от библейской древности до 16 в. – «первую эмпирическую историю музыки» (Christensen. 2008. P. 133). Отличительная особенность его научного метода в том, что он не просто перефразировал старых авторов (что было обычной практикой в его время), а цитировал буквально; в некоторых случаях цитаты содержат даже информацию об источнике. Нередко Кальвизий давал собственную оценку музыкальным и историческим процессам.
В «Упражнениях» Кальвизий выступил адептом системы пения (известной как «боцедизация»), в которой традиционные сольмизационные слоги заменены на bo, ce, di, ga, lo, ma, ni. Пример «боцедизации» из «Второго музыкального упражнения» (1600) Кальвизия иллюстрирует расположение воксов в натуральном и мягком гексахордах, к которым добавлена ещё одна ступень, что позволяет образовать октавные звукоряды. При появлении клависа b rotundum (b) вместо b quadratum (h) вокс ni Кальвизий предлагал заменять на вокс pa (при транспозиции попадает на es).
После того как ректор гимназии в Гере И. Хубмайер подверг дидактический метод Кальвизия нападкам, последний опроверг свои же аргументы в «Третьем музыкальном упражнении» (1611), где рассмотрел базовые понятия теории музыки (ритмику, музыкальную нотацию, лады и теорию сольмизации) в более традиционном ключе. К дидактическим работам примыкает труд «Музыкальный компендий для новичков» [«Compendium musicae pro incipientibus», 1592; 3-я редакция под названием «Наставления в музыкальном искусстве» («Musicae artis praecepta»), 1612], по существу – учебник элементарной теории музыки.
Наиболее значимая среди работ о музыке – «Мелопея, или Наука сложения мелодии» («МЕΛОПОIIА sive melodiae condendae ratio»; 1592), трактат по теории музыкальной композиции, реализованный как учебник для сопровождения занятий, с прогрессирующей сложностью. Он состоит из введения и 21 главы, где лаконично и ясно сформулированы основные композиционные правила, подкреплённые множеством нотных примеров. Кальвизий объясняет понятия мелодии и гармонии, метра и ритма, ладовую теорию, построение и применение интервалов (в том числе составных), технику написания имитаций, канонов, мотетов, импровизируемого контрапункта (с описанием функций пропосты и риспосты). В трактате прямо постулирована опора на труд «Основы гармоники» (1558) Дж. Царлино, который Кальвизий «открыл» для соотечественников и стремился популяризовать, но есть и собственные идеи. Например, Кальвизий первым стал различать совершенные и несовершенные консонансы, причём кварту он причислил к консонансам. В отличие от Царлино, он различал понятия fuga solutа (фугато) и fuga ligata (канон). Кроме того, Кальвизий обозначил новый подход к взаимодействию поэтических и музыкальных форм, проводя параллель между конструктивно-логическим значением «клаузул» (каденций) и грамматической пунктуацией (глава 18, «De oratione sive textu»), обсуждал музыкальную риторику. Также он дал своеобразную оценочную характеристику современному многоголосию как наиболее прогрессивному благодаря возможности смешения диатонического и хроматического родов.
Круг друзей Кальвизия был широк, в него входили астроном И. Кеплер (сохранилась переписка), теоретики музыки М. Преториус и Г. Барифон, органист А. Дюбен. Среди его многочисленных учеников: Э. Боденшац, М. Ринкарт, К. Неандер, Н. Генгенбах. Влияние Кальвизия («боцедизация», музыкальная поэтика, опора на Царлино) наиболее заметно в трудах его ученика И. Липпия. В 1690 г. В. К. Принц с восхищением писал о Кальвизии в книге «Историческое описание благородного искусства вокальной и инструментальной музыки». В Англии 17 в. идеи Кальвизия (и Царлино, которого интерпретировал Кальвизий) транслировали Ч. Батлер и Т. Кэмпион. Хотя дидактические методы в «Мелопее» со временем утратили актуальность, труды Кальвизия продолжают вызывать интерес у современных музыковедов (особенно в Германии) и в целом расцениваются как этапные для истории музыкальной науки.