Леман Лотте
Ле́ман Ло́тте (Lotte Lehmann; Шарлотта Софи Паулина Леман, Charlotte Sophie Pauline Lehmann) (27.2.1888, Перлеберг, ныне земля Бранденбург, Германия – 26.8.1976, Санта-Барбара, штат Калифорния, США; похоронена в Вене), немецкая и американская певица (лирико-драматическое сопрано), педагог, писательница.
Одна из крупнейших певиц 1-й половины 20 в. С 1902 г. училась пению у Э. Тиле, Э. Герстер-Гардини, М. Маллингер в Берлине, у Л. Гёц-Девриент в Мюнхене. В 1910–1916 гг. пела в Гамбургской опере (в том числе под руководством О. Клемперера). В 1914 г. впервые выступила в Венской придворной опере (с 1918 Венская государственная опера), в 1916–1937 гг. ведущая солистка этого театра (в 1926 получила почётное звание «каммерзенгерин»). Участвовала в премьерах опер Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе» (2-я редакция, 1916, партия Композитора; позднее партия Ариадны), «Женщина без тени» (1919; партия Жены красильщика), «Арабелла» (1933; заглавная партия). Среди лучших партий: Софи, Октавиан, Маршальша (все – «Кавалер розы» Р. Штрауса); Елизавета, Эльза, Ева, Зиглинда («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Валькирия» Р. Вагнера); Мими, Тоска, Турандот («Богема», «Тоска», «Турандот» Дж. Пуччини). Пела в операх П. И. Чайковского (Лиза в «Пиковой даме», 1918; Татьяна в «Евгении Онегине», 1934), с блеском выступала в опереттах Ж. Оффенбаха («Орфей в аду», «Сказки Гофмана»), И. Штрауса («Летучая мышь»). Выступала с концертами вместе со своим другом Б. Вальтером. В 1920–1930-е гг. гастролировала в странах Европы, Америки, в Австралии. В 1927–1937 гг. участвовала в Зальцбургском фестивале, ежегодно исполняя партию Леоноры в опере «Фиделио» Л. ван Бетховена (под управлением Ф. Шалька, К. Крауса, Р. Штрауса, А. Тосканини).
Отклонила предложение Г. Геринга стать «национальной звездой» германского рейха, в 1937 г. эмигрировала в США (гражданство с 1938). В 1938–1945 гг. солистка «Метрополитен-оперы» (Нью-Йорк), затем оставила сцену. В 1951 г. дала последний концерт в нью-йоркском Таун-холле. В 1962 г. выступила в качестве режиссёра в «Метрополитен-опере» («Кавалер розы» Р. Штрауса, дирижёр Л. Маазель). В 1947–1961 гг. преподавала в Музыкальной академии Санта-Барбары. В 1957 и 1959 гг. вела мастер-классы в Лондоне. Среди её учениц – Г. Бамбри, К. Армстронг, Р. Бамптон, Н. Мерриман.
Многочисленные звукозаписи (1914–1951), среди них опера «Кавалер розы» Р. Штрауса (1939, полностью).
Автор романов [в том числе «Орплид, моя земля» («Orplid, mein Land»), 1937], сборника стихов (1969), автобиографических книг, методических трудов.