Темперация
Темпера́ция (от лат. tempero – соразмерять, выравнивать), небольшое изменение (сужение или расширение) некоторых интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов в пользу акустического улучшения других интервалов.
Производится главным образом для обеспечения транспозиции (в том числе для благозвучия ансамблевой игры) и модуляции. Темперацией также называется темперированный (то есть полученный в результате темперации) строй.
Глагол tempero в специальном терминологическом значении впервые фиксируется в документах не позднее 1442 г. Итальянский термин temperamento отмечается в книге «Основы гармоники» Дж. Царлино (1558), где в отличие от предыдущих описаний темперации (А. Шлик, 1511; П. Арон, 1523, и др.) впервые содержится математически строгое определение одного из вариантов темперации: все квинты (в цепи из 11 квинт) уменьшены на 2/7 синтонической коммы; такая темперация обеспечивает одинаковое отклонение (на 1/7 синтонической коммы) больших и малых терций от акустически чистых.
Широкое распространение в 16–18 вв. получил среднетоновый строй, в котором все квинты уменьшены на 1/4 синтонической коммы. Несмотря на то что в нём весьма благозвучны основные (наиболее часто применявшиеся в музыке того времени) трезвучия, он неприемлем для транспозиций и энгармонизмов; улучшение его предложили Г. Шейдеман и особенно А. Веркмейстер, «хорошие» темперации которого позволяли играть во всех тональностях. Развитием идей Веркмейстера стали темперации И. Ф. Бенделера, И. Г. Нейдхардта и др.
Наиболее радикальная форма темперации — равномерно темперированный строй, в котором все квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы, при этом октава оказывается разделённой на 12 равных полутонов. Этот строй, ставший эталонным в европейской музыкальной практике с середины 19 в., отмечался ещё Царлино и В. Галилеи, но его реализация в то время представляла большие трудности ввиду сложности его расчёта на монохорде (практический способ настройки инструментов в равномерной темперации, основанный на слуховом анализе биений, был разработан существенно позднее). Численный расчёт деления октавы на 12 равных частей в терминах отношений длин струн дали китайский учёный Чжу Цзайюй (1584) и С. Стевин (между 1585 и 1610).
Вопрос о темперации «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха остаётся дискуссионным и, вероятно, не может быть решён однозначно. С начала 19 в. до середины 20 в. господствовало мнение об этом сочинении как о «манифесте» равномерной темперации, в то время как современные исследователи в большинстве своём считают, что Бах предполагал неравномерную темперацию. С конца 1970-х гг. они предложили несколько реконструкций «баховской» неравномерной темперации, опирающихся на косвенные документальные свидетельства и гармонический анализ музыки Баха.
Выбор определённой темперации для музыки (преимущественно инструментальной) той или иной эпохи, того или иного композитора стал важным фактором аутентичного исполнительства.