Лютер Мартин
Лю́тер Ма́ртин (Martin Luther) (10.11.1483, Айслебен, графство Мансфельд, Германия – 18.2.1546, там же), немецкий богослов, инициатор Реформации, основоположник одного из главных направлений в протестантизме – лютеранства.
Ранние годы
Из семьи горного мастера. Посещал школы в Мансфельде, Магдебурге, Айзенахе. С 1501 г. учился в университете Эрфурта, испытал влияние номиналистической философии, идей гуманизма. В январе 1505 г. получил степень магистра свободных искусств. Отец Лютера настаивал на его юридической карьере, однако, попав 2 июля 1505 г. в сильнейшую грозу и поклявшись стать монахом, если уцелеет, 17 июля 1505 г. Лютер вступил в монастырь августинцев-эремитов в Эрфурте. В 1507 г. был рукоположен в священники. С 1508/1509 г. преподавал в университете Виттенберга, в 1512 г. защитил диссертацию и вскоре получил кафедру профессора библейской экзегетики. В 1510–1511 гг. совершил пешее путешествие в Рим по делам ордена.
Размышляя о путях спасения человека, Лютер под влиянием в первую очередь трудов Аврелия Августина укреплялся в убеждении, что примирение грешного человека с благим Богом (католическое понимание искупления) недостижимо посредством благочестивых дел, они не могут считаться «заслугами» перед Богом. Примирение человека с Богом происходит только через искупительную жертву Христа, и, чтобы спастись, человек должен принять её личной верой, как жертву за себя. Этот тезис о спасении исключительно верой (лат. sola fide), опирающийся на Послание к Римлянам апостола Павла (Рим 1:17), лёг в основу учения Лютера. Освоив древнееврейский и древнегреческий языки, Лютер углубился в анализ Священного Писания, результатом чего стали его «Лекции о Псалтири» («Psalmenvorlesung», 1513–1515), «Лекции о Послании к Римлянам» («Römerbriefvorlesung», 1515–1516) и др.
Начало Реформации
После начала широкой продажи в Саксонии индульгенций Лютер выступил против этой практики и 31 октября 1517 г. обнародовал в Виттенберге свои «95 тезисов о прояснении действенности индульгенций». Тем самым, по академическому обычаю, он призывал к публичному диспуту. Неожиданно для Лютера его тезисы вызвали широкий резонанс, спровоцировав папского легата И. Тетцеля и архиепископа Майнцского и Магдебургского Альбрехта, ответственных за продажу индульгенций в Германии, обратиться с жалобой в Рим, а папу Римского Льва Х – инициировать процесс привлечения Лютера к ответственности за ересь (лето 1518). Хотя в тот момент Лютер ещё не думал о разрыве с Римско-католической церковью, его выступление положило начало Реформации в Европе.
Курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый, руководствуясь собственными политическими интересами, обеспечил Лютеру поддержку и защиту. Лютера не поколебали ни требование папы отказаться от заблуждений, переданное через кардинала Каэтана (допрашивал Лютера в октябре 1518), ни Лейпцигский диспут с известным теологом И. Экком (1519), ни угроза отлучения от Церкви, если он не покается в течение 60 дней (булла «Exsurge Domine», 15.6.1520). Лютер опубликовал воззвание «К христианскому дворянству немецкой нации: об улучшении христианского положения» («An den christlichen Adel deutscher Nation: von des christlichen Standes Besserung», 1520), содержавшее призыв начать реформу Церкви и программу этой реформы. На городской площади Виттенберга 10 декабря 1520 г. Лютер публично сжёг папскую буллу и сборник католического канонического права. Папской буллой «Decet Romanum pontificem» от 3 января 1521 г. Лютер был отлучён от Церкви как еретик.
Император Священной Римской империи Карл V, несмотря на негативное отношение к учению Лютера, дал ему возможность разъяснить свои взгляды на рейхстаге в Вормсе в 1521 г. Там Лютер изложил основные тезисы своих сочинений «О добрых деяниях» («Von den guten Werken»), «О вавилонском пленении Церкви» («De captivitate Babylonica ecclesiae»), «О свободе христианина» («Von der Freiheit eines Christenmenschen»; все 1520) и 18 апреля 1521 г. публично отказался отречься от своих взглядов: «На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог!» Вормсский эдикт 26 мая 1521 г. поставил Лютера вне закона, но саксонский курфюрст Фридрих укрыл его в замке Вартбург. Там в течение 10 месяцев Лютер вёл жизнь затворника, работая над новыми памфлетами, проповедями, а также над переводом Нового Завета на немецкий язык (издан в 1522), стремясь сделать Священное Писание доступным широким массам (в Римской церкви употреблялось Священное Писание только на латинском языке).
К 1534 г. Лютер завершил полный перевод Библии на немецкий язык с древнегреческого и древнееврейского источников. Взяв за основу восточно-средненемецкий язык саксонской канцелярской письменности, он в то же время учитывал традиции устного народного творчества, ренессансной риторической прозы и немецкой религиозной мистики. Свои взгляды на искусство перевода Священного Писания Лютер изложил в «Послании о переводе» («Sendbrief von Dolmetschen», 1530), в котором предложил ориентироваться на язык не учёных, а простолюдинов, отдавая предпочтение богословским задачам перед лингвистическими соображениями. На книжном рынке Германии уже в 1519 г. имелось 250 тыс. экземпляров сочинений Лютера; в 1523 г. они составляли более 40 % всех немецкоязычных публикаций; перевод Библии Лютера к моменту его смерти выдержал свыше 400 изданий. Лютер по праву считается создателем современного немецкого литературного языка.
Против воли курфюрста Фридриха в марте 1522 г. Лютер вернулся из Вартбурга в Виттенберг, чтобы остановить инициированные там его последователем А. Карлштадтом радикальные реформы – уничтожение икон, отказ от изучения богословия и Библии и др. Однако разрастающееся реформационное движение, получившее название евангелического, было обречено на дальнейшие расколы. В своих работах Лютер стремился отмежеваться от реформаторов-спиритуалистов и анабаптистов («Против пророков Царствия Небесного на земле», 1524), выступал против революционных требований участников Крестьянской войны 1524–1526 гг. в Германии («Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян», 1525), полемизировал с гуманистами о соотношении разума и веры («О рабстве воли», 1525; написана в ответ на трактат Эразма Роттердамского «О свободе воли»). В 1525 г. Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, продемонстрировав отказ реформаторов от принципа целибата. В этом браке родилось 6 детей; 11 детей супруги усыновили.
Ближайшим сподвижником Лютера стал Ф. Меланхтон. Приверженцы Лютера вводили богослужение на немецком языке, инспектировали приходы и школы в германских землях, официально принявших их сторону (Пруссия, Саксония, Гессен и др.). Опасаясь произвольного толкования своего учения священниками-реформаторами, Лютер занялся вопросами религиозного образования, одновременно продолжая богословские изыскания. К 1529 г. он закончил 2 сборника вопросов и ответов о вероучении: «Малый катехизис» для заучивания мирянами наизусть и «Большой катехизис» для пасторов. В проповедях Лютер настаивал на организации доступного всем начального обучения, в круг учебных предметов ввёл родной язык, историю, математику, пение, доказывал необходимость обучения в школах и девочек – будущих матерей, которым предстоит воспитывать детей. Он также предлагал создать латинские школы и перестроить работу университетов в духе своего учения.
Перед лицом турецкой агрессии в Священной Римской империи возникла необходимость консолидации политических сил. Имперские власти потребовали составить документ, который содержал бы норму лютеранской веры, позволяющую чиновникам отличить лютеран от более радикальных реформаторов. На рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 г. такой документ – Аугсбургское исповедание – представил Ф. Меланхтон. Опасаясь ехать в Аугсбург через католическую Баварию, Лютер из пограничной крепости Кобург вёл оживлённую переписку с Меланхтоном; в ней он одобрил Аугсбургское исповедание, которое с тех пор является основным вероисповедным документом лютеранских церквей. В 1537 г. в связи с ещё одной попыткой примирения с католиками Лютер составил Шмалькальденские артикулы, в которых провёл различие между теми вероучительными положениями, на которых лютеране настаивали категорически, и теми, по которым он считал возможным достижение компромисса.
Оставаясь формально всего лишь профессором и приходским священником, Лютер фактически стал важной политической фигурой. Объявив, что выборный институт императорской власти не отменяет юрисдикции германских князей в их владениях, он содействовал формированию в 1531 г. Шмалькальденского союза, объединившего симпатизировавшие церковной реформе сословия.
В январе 1546 г. Лютер отправился в Айслебен, чтобы выступить посредником в споре графов Мансфельдских; скончался там от сердечной недостаточности. Похоронен в церкви Всех Святых в Виттенберге.
Учение
Утверждая оправдание человека исключительно его верой, теология Лютера отказывает, таким образом, Церкви и её институтам в посредничестве между Богом и человеком – отрицает необходимость рукоположенного священства, монашество, каноническое право. Лютер поставил Священное Писание («Слово Божие») выше авторитета церковных институтов, их предписаний и связанных с ними традиций. Фактически это означало противопоставление Священного Писания Священному Преданию. Основные элементы учения Лютера описываются формулой: спасение «только Христом, только верою, только благодатью Господней, только Священным Писанием». Из 7 церковных таинств Лютер считал обоснованными через Священное Писание лишь крещение и Евхаристию, в ранних работах – также покаяние. В трактовке Евхаристии Лютер отверг учение, признаваемое как в католицизме, так и в православии, о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. По мнению Лютера, освящённый хлеб, становясь Телом Христовым, не перестаёт быть хлебом, а вино, становясь Кровью, – вином. При этом в ходе Марбургских дебатов с У. Цвингли (октябрь 1529) он категорически настаивал на реальном, а не только символическом присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христовых. В отличие от Ж. Кальвина, Лютер считал это реальное присутствие не только духовным, но и материальным. По мнению Лютера, Тело и Кровь Христовы соединяются с хлебом и вином подобно соединению Божественной и человеческой природ во Христе. Лютер отверг учение католической Церкви о чистилище.
Учение Лютера о двух царствах – земном и небесном – позволило светской власти в странах, где победила лютеранская Реформация (прежде всего в Скандинавии), рассматривать себя как установленного от Бога гаранта внешнего миропорядка, что привело к установлению контроля государства над Церковью.
Литературные сочинения
Помимо перевода Библии, многочисленных богословских трактатов, полемических сочинений, проповедей перу Лютера принадлежат шпрухи, религиозная лирика, обработки басен Эзопа в духе религиозной дидактики: «Различные басни Эзопа, переведённые на немецкий язык» (1530, изданы в 1557). Поэзию Лютера отличает широкое использование мотивов народной песенной лирики. Деятельность Лютера содействовала распространению единого немецкого языка и формированию национального сознания, обогатила немецкую словесность новыми художественными формами, оказала огромное воздействие на последующую немецкую литературу, особенно 18 в. (Ф. Г. Клопшток, Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте).
Вклад в церковную музыку
Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Зенфль. В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (Й. Тинкториса почти дословно). В предисловии к сборнику мотетов разных композиторов «Приятные созвучия... для 4 голосов», выпущенному в 1538 г. немецким издателем Г. Рау (позднее этот текст получил известность под названием «Похвала музыке»), Лютер дал восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus (кто неспособен оценить божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья»).
Лютер написал предисловие в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме «Хвала и слава высокочтимому искусству музыки» («Lob und Preis der löblichen Kunst Musica», издана в 1538) И. Вальтера (1496–1570), а также предисловия к песенникам разных издателей (1524, 1528, 1542, 1545), где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную составляющую обновлённого культа. В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических «духовных песен» (geystliche lieder) на немецком языке, позднее обобщённо названных протестантским хоралом. Предположительно с 1523 г. участвовал в составлении нового песенного обихода, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии – авторские и анонимные, в том числе из обихода Римско-католической церкви. В предисловии к сборнику заупокойных песен (1542) он писал: «Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений... и напечатали некоторые из них в этой книжице... но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь».
Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в протестантскую церковную музыку, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые духовные песни, написанные Лютером при активном участии И. Вальтера, вошли в сборник многоголосных обработок «Книжечка духовных песнопений» (1524), а также в более ранние сборники одноголосных песен протестантов, изданные в 1524 г. в Нюрнберге («Achtliederbuch») и Эрфурте («Erfurter Enchiridion»). Из песен, сочинённых самим Лютером, более всего известны «Ein’ feste Burg ist unser Gott» («Господь наш – оплот», между 1527 и 1529) и «Von Himmel hoch, da komm ich her» («Схожу с высот небесных я»; в 1535 Лютер написал стихи на шпильманскую мелодию «Ich komm’ aus fremden Landen her», в 1539 сочинил собственную мелодию). Всего ему приписывается около 30 духовных песен.
Стремясь к простоте и доступности богослужения, Лютер установил новое общинное пение строго диатоническим, с минимальным распевом (использовал преимущественно силлабику) – в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные латинские тексты, так и по-немецки. При этом заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении по умершим, Лютер упразднил.
Для понимания богослужебной реформы Лютера наиболее важны его труды «Формула мессы» («Formula missae», 1523) и «Немецкая месса» («Deutsche Messe», 1525–1526). В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецкими песнями внутри одной службы. Богослужение полностью на немецком языке практиковалось в небольших городах и деревнях. В крупных городах, располагавших латинскими школами и университетами, макароническая протестантская месса была нормой. Лютер не возражал против использования в церкви музыкальных инструментов, в особенности органа.