Шварцкопф Элизабет
Шва́рцкопф Эли́забет, Ольга Мария Элизабет Фредерике Шварцкопф (Olga Maria Elisabeth Frederike Schwarzkopf) (9.12.1915, Яроцин, провинция Познань, Пруссия, ныне Польша – 3.8.2006, Шрунс, Австрия; похоронена в Цумиконе, близ Цюриха, Германия), немецкая певица (сопрано).
Одна из самых знаменитых оперных певиц 20 в. В 1934–1937 гг. училась в берлинской Высшей школе музыки (ныне в составе Берлинского университета искусств; в течение первого года – у Л. Миш-Гмайнер, определившей голос Э. Шварцкопф как меццо-сопрано). В 1938 г. дебютировала в Немецкой опере в Берлине (партия одной из дев-цветов в «Парсифале» Р. Вагнера), где была солисткой до 1942 г. С 1940 г. совершенствовалась у М. Ифогюн; немецкий песенный репертуар осваивала при участии пианиста-аккомпаниатора М. Раухайзена (мужа Ифогюн). В 1941 г. дала первый сольный концерт (партия фортепиано – Раухайзен).
В 1942 г. по приглашению К. Бёма впервые пела в Венской государственной опере (Цербинетта в «Ариадне на Наксосе» Р. Штрауса). В течение следующего года не выходила на сцену из-за болезни; с 1944 г. солистка этого театра (почётное звание «каммерзенгерин», 1983). Выступала в крупнейших оперных театрах мира: «Ковент-Гарден» (впервые в 1947, в 1948–1952 в постоянном составе), «Ла Скала» (1948–1963), Опере Сан-Франциско (1955–1964), «Метрополитен-опере» (1964–1966) и др. В 1947 г. впервые пела на Зальцбургском фестивале (Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта), выступала там регулярно до 1964 г. В 1951 г. участвовала в Байройтском фестивале (Ева в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Р. Вагнера под управлением Г. фон Караяна). В 1969 и 1973 гг. выступила на фестивале «Пражская весна».
В основе репертуара – музыка классико-романтической эпохи и начала 20 в. (В. А. Моцарт, Дж. Верди, Р. Вагнер, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус). Исполнила партию Энн Трулав на премьере оперы «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (Венеция, 1951). С середины 1950-х гг. выступала и записывалась преимущественно в партиях: Графиня, Донна Эльвира, Фьордилиджи («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» Моцарта), Алиса Форд («Фальстаф» Верди), Маршальша, Графиня («Кавалер розы», «Каприччио» Р. Штрауса).
Прославилась также как концертная певица. Исполняла песни В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Х. Вольфа, Р. Штрауса, романсы Н. К. Метнера. В качестве солистки участвовала в исполнении и аудиозаписях многих произведений кантатно-ораториального жанра, начиная с И. С. Баха и заканчивая музыкой 20 в. (оратория «Дитя нашего времени М. Типпетта и др.). Участвовала в премьере кантаты «Триумф Афродиты» К. Орфа (1953); для неё написаны и ею впервые исполнены вокальные циклы У. Уолтона («Песни на стол лорд-мэра», 1962) и Дж. К. Менотти («Canti della lontananza», 1967). Выступала в Альберт-холле (1950, 1953) и Карнеги-холле (с 1956).
Среди других аудиозаписей: «Четыре последние песни» Р. Штрауса (1953, дирижёр О. Аккерман); песни В. А. Моцарта (партия фортепиано – В. Гизекинг, 1956); «Страсти по Матфею» И. С. Баха (1962; другие солисты – П. Пирс, Д. Фишер-Дискау, К. Людвиг, Н. Гедда, В. Берри, дирижёр – О. Клемперер); оперетты Ф. Легара, И. Штрауса. Осуществила аудиозаписи многих песен Х. Вольфа, в том числе с Фишером-Дискау (партия фортепиано – Дж. Мур). Многочисленные поздние записи сделаны в сотрудничестве с В. Легге – художественным руководителем британской корпорации EMI, мужем Шварцкопф с 1953 г.
Завершила публичные выступления на оперной сцене в 1971 г., на концертной сцене в 1979 г. В 1976 г. провела серию мастер-классов в Джульярдской школе, в 1979–2000 гг. давала мастер-классы в Германии и Австрии. Среди учеников: Т. Хэмпсон, М. Гёрне, С. Кермес.
С 1953 г., после замужества, британская подданная. Удостоена титула Дамы Британской империи (1992).