Венская классическая школа
Ве́нская класси́ческая шко́ла, венская классика (нем. Wiener Klassik), стилевое направление в европейской музыке, положившее начало классико-романтической эпохе 2-й половины 18 – 19 вв.
Представители – Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, работавшие в Вене. Венская классическая школа преемственно связана с берлинской школой, мангеймской школой, а также ранней венской школой (Г. К. Вагензейль, М. Г. Монн, И. Г. Ройтер, Й. Штарцер), составившими эпоху, переходную от музыки барокко к музыкальной классике (в специфическом историко-стилевом значении этого термина). Вобрала опыт итальянской и французской оперы 18 в., немецкого и австрийского зингшпиля. В разное время и в разной степени испытав влияние И. С. Баха и его сыновей, Г. Ф. Генделя, Дж. Б. Саммартини, К. В. Глюка (начавшего свою оперную реформу в Вене в 1760-х гг. и завершившего её в Париже), Й. А. Бенды, И. Шоберта, венские классики обобщили весь предшествующий опыт музыкального искусства и сформировали свой собственный стиль, отразивший подъём немецкой и австрийской культуры, идеи европейского Просвещения. Венская классическая школа родственна веймарской классике в литературе (И. В. Гёте, Ф. Шиллер), имеет параллели в интеллектуальной жизни эпохи (классическая немецкая философия). Отчасти согласуясь со стилевой системой классицизма, общей для разных видов искусства и ориентированной на каноны античной художественной классики, творческие достижения венской классической школы независимы от античности (музыкальных памятников которой почти не осталось) и сами образуют ценностную вершину европейского музыкально-исторического процесса.
В произведениях венских классиков завершился процесс становления новоевропейской автономной музыки – светской, свободной от прикладных задач обслуживания культа, быта, светского ритуала. Музыкальная композиция, ранее считавшаяся ремеслом, стала высоким искусством – самоценным, независимым от слова и изображения, науки и религии. Статус универсального «языка чувств» приобрела инструментальная музыка, не связанная со словом, но допускающая конкретные образные ассоциации (их порой подсказывает общность мелодического лексикона оперы и симфонического тематизма). Абсолютная музыка стала объектом пристального вслушивания, понимания и истолкования. В ней стали видеть идеальное тождество этического и эстетического («прекрасное и доброе» – одно из «общих мест» в письмах Л. ван Бетховена). Освобождение музыки от внехудожественных целей, обретение ею новых смыслов совпало с появлением в музыкальной жизни Вены публичных концертов, удешевлением нотопечатания, формированием нового типа музыканта – свободного художника, становлением исполнительских специализаций, в частности профессии пианиста (в этом отличие от предшествующих эпох с их мультиинструментализмом: музыканты до середины 18 в. часто обладали навыками игры на разных инструментах). Стали популярными «академии» – концерты-бенефисы по подписке в пользу композиторов. Расцвет домашнего музицирования (сольного и ансамблевого) породил повышенный спрос на инструментальную музыку.
Важная историческая заслуга венских классиков – окончательная кристаллизация 4-частного сонатно-симфонического цикла, сонатной формы, классических вариаций и жанров симфонии, сонаты, концерта и камерного инструментального ансамбля. В их партитурах стабилизировался состав малого симфонического оркестра, группы инструментов приобрели функциональную определённость. «Лабораторией» инструментального письма служили жанры прикладной музыки (дивертисменты, серенады, ансамбли для духовых, создававшиеся на заказ); благодаря им В. А. Моцарт одним из первых приблизился к сбалансированному оркестровому звучанию (комбинируя натуральные медные духовые инструменты с деревянными, композитор добился полноты и ровности звучания аккордов во всех регистрах).
При преобладающем гомофонном типе письма в камерных ансамблях (клавирное трио, струнный квартет и др.) и симфониях вырос удельный вес мотивно-тематической разработки, что способствовало усилению контрапунктической насыщенности музыкальной ткани и вызвало к жизни смешанные гомофонно-полифонические формы (например, в финалах инструментальных циклов В. А. Моцарта). Хоровая полифония по традиции занимала значительное место в жанрах церковной музыки (месса, мотет и др.), но в соответствии с общей тенденцией к секуляризации искусства была временно потеснена гомофонией сольных арий и ансамблей, преимущественно в стиле итальянского оперного бельканто; её возрождение связано с Мессой до минор и Реквиемом Моцарта.
Просветительский идеал человека как свободной, разумной и активной личности сказался в музыкальном мышлении, которое у композиторов венской классической школы отличается особым динамизмом. Классическую чёткость и энергию, способность охватить многообразные типы музыкального движения приобрела тактовая ритмика; важнейшим смыслообразующим началом стала разветвлённая система темпов. Рациональная выверенность функций, логика централизованной тонально-модуляционной системы, базирующейся на темперации (поначалу неравномерной), повлекли за собой вытеснение всех известных в то время ладов двумя – мажором и минором. На общеевропейской почве тактовой системы ритма и мажорно-минорной тональности стал возможным интернациональный синтез, достигнутый композиторами венской классической школы: претворение интонаций многонационального австрийского фольклора в инструментальных циклах Й. Гайдна; стиль В. А. Моцарта, подлинного «гражданина мира», впитавший во всех жанрах (оперы, симфонии, концерты для инструментов с оркестром, ансамбли для различных составов, сонаты) наиболее ценные музыкальные достижения культурных столиц Европы 18 в.; сплав немецко-австрийской, французской (главным образом героической, связанной с эпохой наполеоновских войн) и славянской интонационности в музыке Л. ван Бетховена.
Венской классической школе стилистически близки композиторы «второго плана»: И. Г. Альбрехтсбергер (был известен и как теоретик), К. Диттерсдорф, Э. А. Фёрстер (мастер квартетного письма), ученики Моцарта Ф. К. Зюсмайр и И. Н. Гуммель, ученики Й. Гайдна И. Плейель и З. Нойкомм, а также Й. Вёльфль (автор симфоний и фортепианных сонат; как пианист считался главным соперником Бетховена в Вене). Непосредственное влияние Венской классической школы испытали ранние романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон); её воздействие сказалось на развитии всей европейской истории музыки 19 в. (главным образом в области симфонического творчества, особенно заметно – у И. Брамса).