Фрауэнлоб
Фра́уэнлоб [Frauenlob; псевдоним; буквально – похвала Даме (подразумевается – Деве Марии); настоящее имя Генрих Майсенский (Heinrich von Meißen)] (около 1260, Майсен – 29.11.1318, Майнц), немецкий поэт и музыкант, миннезингер.
Выходец из среднего класса. Сведения о его профессиональной карьере чрезвычайно скудны. Косвенными её свидетельствами служат стихи, в которых поэт воспевает правителей Германии, Чехии, Австрии, Дании. Последние годы жил в Майнце под покровительством майнцского архиепископа П. фон Аспельта.
Наследие Фрауэнлоба, сохранившееся в Манесском кодексе (Гейдельберг, около 1300), Йенском, Веймарском, Кольмарском, Вюрцбургском и других песенниках, охватывает 3 лейха (Marienleich, Kreuzleich, Minneleich), 320 шпрухов (все в форме бар) и 13 Minnelieder (от нем. Minnelied, буквально – песня о любви; жанр куртуазной лирики миннезингеров; музыка к Minnelieder Фрауэнлоба не сохранилась). На формирование его творческой личности большое влияние оказал Конрад Вюрцбургский. В написанном на смерть Конрада шпрухе «Geviolierte bluete kunst» (1287) Фрауэнлоб воздаёт ему пышные хвалы и сокрушается о том, что вместе с Конрадом умерло само искусство. Поэзию Фрауэнлоба причисляют к «цветистому стилю» (нем. geblümter Stil), который отличает использование риторических приёмов (например, гипербатона и прочих разновидностей инверсии), тропов, ономатопеи и других художественных средств, призванных демонстрировать мастерство автора и одновременно усложняющих непосредственное восприятие. Яркий пример такого стиля – масштабный лейх о Марии (Marienleich; 508 стихов, 20 строф; в современной аутентичной реконструкции длится около 60 минут), в вычурной «мистической» поэзии которого находят также «неподобающе чувственное описание эротических свиданий Девы Марии с Богом, оправданных тайными высшими смыслами» (Shields M. Frauenlob // The new Grove dictionary of music and musicians. London, 2001. Vol. 9. P. 216). Наряду с этим в том же лейхе обильно используются парафразы из библейских книг Песни песней, Премудрости Соломона и Апокалипсиса.
Фрауэнлобу приписывают авторство как минимум 10 оригинальных мелодических моделей («тонов»), из которых особенно популярен «долгий тон» (langer Ton). На долгий тон распеты более 120 его стихов, и ещё 200 поэтических произведений на тот же тон зафиксированы у других миннезингеров и мейстерзингеров. Среди авторских мелодических моделей Фрауэнлоба также: Flugton («летящий тон»), goldener Ton («золотой тон»), grüner Ton («зелёный тон»), kurzer Ton («короткий тон»), neuer Ton («новый тон»), vergessener Ton («забытый тон»), Würgendrüssel («горлодушитель»; специфическое название объясняется широким диапазоном мелодии, охватывающей почти 2 октавы), zarter Ton («нежный тон»).