Дармштадтские летние курсы
Дармшта́дтские ле́тние ку́рсы (нем. Darmstädter Ferienkurse; официальное название Международные летние курсы новой музыки, Internationale Ferienkurse für Neue Musik), лекции и семинары по современной академической музыке в Дармштадте (ФРГ).
Основаны в 1946 г. Инициатор создания, директор и первый художественный руководитель (до 1961) – Вольфганг Штайнеке (1910–1961). С 1948 г. проводятся специально организованным Международным институтом музыки (Internationales Musikinstitut Darmstadt). До 1970 г. ежегодные, с 1971 г. проходят 1 раз в 2 года. Выбор места проведения обусловлен исторической значимостью Дармштадта как «города искусств» (в 1899 герцог Эрнст Людвиг основал Колонию художников в Дармштадте; на выставках представлялись работы, сделанные в русле эстетики югендстиля и экспрессионизма). В рамках курсов регулярно устраиваются концерты новой музыки, известные как Дармштадтский фестиваль.
Целью курсов с самого начала было восстановление положения Германии в международном сообществе современных академических музыкантов (с 1933 до конца Второй мировой войны модернистские формы академической музыки подавлялись национал-социалистами, многие деятели искусства были изгнаны или казнены). В первые годы существования Летних курсов особое внимание уделялось премьерам сочинений композиторов Австрии и Германии. Эмблема курсов (с 1949) – мотив из Камерной симфонии op. 9 (1906) А. Шёнберга (восходящая кварта). Согласно В. Штайнеке, восходящие кварты являются символом Новой музыки 20 в., а их фанфарность символизирует освобождение от господства тональности. Тогда же концерты Летних курсов вошли в структуру германского радиовещания: совместная деятельность Северо-Западного радио (Гамбург), Гессенского радио и Южно-Германского радио (Баден-Баден) привела к учреждению «Недели Новой музыки» на радио.
В 1954–1965 гг. одним из идеологов Летних курсов был П. Булез. При этом К. Хонолка в своей книге «Послушная музыке дочь» («Der Musik gehorsame Tochter», 1962) обвинил администрацию курсов в предвзятом отношении к музыке, не соответствующей эстетическим взглядам Булеза.
С 1962 г. Летними курсами руководил консультационный комитет, в состав которого вошли П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Ноно и Б. Мадерна, председателем стал В. Фортнер, а художественным руководителем – Эрнст Томас (1916–1997). В это время главная фигура Летних курсов – Штокхаузен. Ежегодное проведение его семинаров, курса композиции, регулярное исполнение сочинений вызывало недовольство других участников. В 1970 г. состоялась открытая дискуссия преподавателей и студентов с администрацией, по её итогам создан Общественный комитет [в его состав среди прочих входили пианист Алоис Контарски (1931–2017), виолончелист Зигфрид Пальм (1927–2005) и ударник Кристоф Каскель (1932–2023)], с которым согласовывались программы всех последующих курсов. Тогда же было принято решение проводить Летние курсы 1 раз в 2 года, с соблюдением следующих условий: присутствие композиторов из разных стран, синхронный перевод лекций и семинаров на разные языки, создание групп по импровизации и электронной музыке, организация открытых дискуссий по представляемым сочинениям. В 1974 г. Общественный комитет выступил против преподавания Штокхаузена на курсах.
В дальнейшем художественными руководителями курсов были Фридрих Фердинанд Хоммель (1981–1994), Зольф Шефер (1995–2009), с 2009 г. – Томас Шефер. С 1981 г. при составлении программ Летних курсов делался акцент на национальных школах: в 1982 г. курсы были посвящены современной музыке Франции, в 1984 г. – музыке США, Англии, Румынии, в 1986 г. – Италии. В 1990-х гг. организован Форум молодых композиторов – семинар для представления и обсуждения сочинений молодых авторов.
Среди лекторов Летних курсов: философ и музыковед Т. В. Адорно; музыковеды Р. Лейбовиц, Хайнц-Клаус Метцгер, позднее К. Дальхауз, Рудольф Штефан; композиторы Э. Варез, О. Мессиан, Э. Кшенек, Дж. Кейдж. В 1995–2009 гг. курс композиции вели Т. Мюрай, Х. Лахенман, Б. Фернихоу, С. Шаррино, Д. Куртаг, Г. Ф. Хаас, Б. Фуррер, Эммануэл Нуниш и др.
Представителями «Дармштадтской школы» композиторов называют следующие имена (наряду с упомянутыми): Л. Берио, Э. Браун, А. Клементи, Ф. Донатони, Н. Кастильони, К. Гуйвартс, М. Кагель, Г. М. Кёниг, А. Пуссёр, Джакомо Мандзони (род. 1932), Франко Эванджелисти (1926–1980).
В рамках Летних курсов состоялись многие премьеры (мировые, европейские, германские). Среди них: оперы «Луна» К. Орфа (новая редакция; 1946), «Тёмные воды» Э. Кшенека (1951), «Узник» Л. Даллапикколы (1951); Симфония в трёх частях И. Ф. Стравинского (1945); «Изречения Петера Борнемисы» (духовный концерт для сопрано и фортепиано) Д. Куртага (1968); Концерт для фортепиано с оркестром А. Шёнберга (1949), Ритмический этюд № 2 О. Мессиана (1949), «Ионизация» Э. Вареза (1950), «Песни неба и земли» Мессиана (1952), «Incontri» Л. Ноно (1955), «Perspektiven» Б. А. Циммермана (1956), «Transición II» М. Кагеля (1959), «The wonderful widow of eighteen springs» Дж. Кейджа (1961), «Introversion I» Х. Лахенмана (1964), «In C» Т. Райли (1969), «ATEM» Кагеля (1970), «Persephassa» Я. Ксенакиса (1974), «Suono reale» Ж. Цинстаг (1976), «Modulations» Ж. Гризе (1980), «Gondwana» Т. Мюрая (к 650-летнему юбилею Дармштадта; 1980), «Changes» Ф. Гласса (1984), «Music for 4» Кейджа (1988), «Nachtstudie» В. Рима (1944), а также сочинения К. Саариахо, М. Финнисси, С. Шаррино, П. Этвёша, С. Принца, О. Нойвирт и многих других.