Гофман Эрнст Теодор Амадей
Го́фман Эрнст Теодо́р Амаде́й (Ernst Theodor Amadeus Hoffmann; настоящее имя – Эрнст Теодор Вильгельм, Ernst Theodor Wilhelm) (24.1.1776, Кёнигсберг – 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, дирижёр, живописец, рисовальщик.
Жизнь и литературное творчество
Сын королевского адвоката. В 1792–1795 гг. изучал право в Кёнигсбергском университете. С 1796 г. занимался юридической практикой в Глогау (ныне Глогув), Позени (ныне Познань), Плоцке (туда Гофмана отправили в 1802 в качестве наказания за его карикатуры на высокопоставленных лиц), Варшаве. В 1807–1808 гг. зарабатывал на жизнь частными уроками музыки в Берлине. В 1808–1814 гг. дирижёр, режиссёр и сценограф (создавал декорации для постановок пьес П. Кальдерона де ла Барки, Г. фон Клейста) в театрах Бамберга, Лейпцига, Дрездена. В 1814 г. вернулся в Берлин, где до конца дней служил чиновником в Министерстве юстиции.
Первые публикации – новеллы и очерки в лейпцигском периодическом издании Allgemeine musikalische Zeitung («Всеобщая музыкальная газета», 1809), вошедшие позднее в сборник «Фантазии в манере Калло» («Phantasiestücke in Callot’s Manier», тома 1–4, 1814–1815, с предисловием Жана Поля).
Крупнейший представитель романтизма в немецкой литературе, Гофман в своих сказках, новеллах, повестях, романах создал двуплановый художественный мир, в котором за повседневной действительностью скрываются таинственные силы, управляющие человеком. Прозреть их, вырваться из трагикомического водоворота земной жизни возможно лишь избранным – творческим личностям. Музыка как стихийный праязык природы, противостоящий бюрократически-бюргерской регламентации жизни, стала для Гофмана высшим искусством, а музыкант – одним из центральных героев его прозы. Служение и преданность искусству в его произведениях нередко вызывают у окружения насмешку и непонимание.
Образ великого музыканта, обречённого на одиночество в мире потребителей искусства, у Гофмана впервые появился в новелле «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809). Его преемник, воплощение «энтузиаста» – капельмейстер Крейслер в новелле «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810) и романе «Житейские воззрения Кота Мурра...» («Lebensansichten des Katers Murr...», тома 1–2, 1819–1821).
Гофман, как правило, не переносит действие полностью в вымышленный мир: фантастические ситуации вырастают у него непосредственно из быта с помощью приёмов гротеска, шаржа, гиперболы. Романтическая ирония, роль которой в творчестве писателя постепенно увеличивалась, становится средством против догматизации любых концепций и теорий, в том числе и романтических. Стремясь к синтезу искусств, Гофман строил свои произведения по законам музыки, видя в литературном жанре аналог музыкальной формы. В основе его многообразного художественного мира лежит принцип контраста, который проявляется в композиции [вставные новеллы, обрамляющие диалоги, – в цикле новелл «Серапионовы братья» («Die Serapionsbrüder», 1819–1821); чередование фрагментов сюжетных линий и др.], стиле (переход от возвышенно-патетического языка к прозаически-канцелярскому), образной структуре (мотив двойничества).
В качестве постоянных предметов-образов, связанных с мотивом двойничества, у Гофмана выступают зеркала и стёкла, которые позволяют прикоснуться к скрытой истине [повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819), повесть «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822)]. В то же время оптические приборы (например, подзорная труба) могут и искажать истинный порядок вещей, усиливая пагубные побуждения персонажа [новелла «Песочный человек» («Der Sandmann», 1817)]. Среди других излюбленных образов Гофмана – сад и лес, которые символизируют потерянный «золотой век».
В новелле «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814), сказке «Щелкунчик и Мышиный король» («Nußknacker und Mäusekönig», 1816), повести «Принцесса Брамбилла» («Prinzessin Brambilla», 1821) сказочной феерии противостоят зловещие фантасмагории и кошмары, напоминающие о готическом романе 18 в.
Мрачный колорит преобладает в романе «Эликсиры сатаны» («Die Elixiere des Teufels», тома 1–2, 1815–1816), в котором автор показал искушение человека и одним из первых в истории литературы изобразил персонифицированный в образе двойников конфликт добра и зла в душе, сознания и подсознания. Также в цикле новелл «Ночные рассказы» («Nachtstücke», 1817; наиболее известная – «Песочный человек», 1817) представлена тёмная, потаённая сторона личности и мира, населённого фантомами, двойниками, куклами-автоматами; человек выступает здесь марионеткой мистических сил и собственного подсознания.
В гротескно-сатирической манере написана повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819), где комические образы ничтожного уродца-деспота и карикатурного княжества олицетворяют филистерство, соединяющее властолюбие и склонность к подчинению.
Проблеме единства искусства и ремесла посвящена новелла «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» («Meister Martin der Küfner und seine Gesellen», 1819), вошедшая в сборник «Серапионовы братья» (1819–1821).
Ограниченность мещанства и романтических иллюзий Гофман высмеял в романе «Житейские воззрения Кота Мурра...», отличающемся необычной композицией: по принципу контрапункта здесь соединены фрагменты трактата ленивого кота (пародии на филистера) с отрывками из биографии великого музыканта Крейслера. Ирония пронизывает всё повествование, смешивая трагическое и комическое, возвышенное и низменное. Важное место в этом романе, как и в других поздних произведениях Гофмана, занимают авторские размышления над литературным творчеством и его законами.
Против марионеточных режимов и инстинктов массового создания направлена остросатирическая повесть «Повелитель блох» (1822; издана в полном виде в 1908). Изначально произведение вышло в сокращённом варианте, т. к. цензура усмотрела в нём насмешку над чиновниками, пародирование немецкого судопроизводства и пр.
Новелла «Угловое окно» («Des Vetters Eckfenster», 1822), последнее произведение Гофмана, обращена к проблеме писательского мастерства и способности творчески передать всю полноту жизни.
Влияние Гофмана отразилось в творчестве многих крупнейших писателей 19–20 вв.: О. де Бальзака, Ш. Бодлера, Ч. Диккенса, Ф. Кафки, Э. По, О. Уайльда. В России, где произведения Гофмана активно переводили с начала 1820-х гг., его воздействие испытали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Ф. Сологуб и др.
Изобразительное искусство
Художественного образования не получил, навыки живописи и рисунка освоил самостоятельно. Среди монументальных работ – росписи во дворце Мнишеков в Варшаве (1806), в квартире караульного в башне замка Альтенбург в г. Бамберг (конец 1800-х гг.), парадной комнаты в собственной берлинской квартире (на сюжет своей оперы «Ундина», 1815–1816; все не сохранились). Также писал портреты («Семья Кунц», 1813, Исторический музей, Бамберг; большинство живописных произведений не сохранилось). Как график испытал влияние Ж. Калло. Иллюстрировал собственные произведения («Песочный человек», 1815), в том числе виньетками («Крошка Цахес по прозванию Циннобер», 1819). Создавал карикатуры (на Наполеона I, 1814, имела популярность у публики в виде раскрашенной гравюры; «Генерал-фельдмаршал фон Блюхер в зале берлинской Биржи», 1815; «Безумный капельмейстер Крайслер», 1822, и др.). Создал многочисленные акварельные эскизы театральных декораций и портреты исполнителей в значительных ролях («Г. Казелиц в партии доктора Бартоло в опере "Свадьба Фигаро"», 1808, Государственная библиотека, Бамберг; большинство сохранилось в виде фототипных копий, сделанных в 1925).
Гофман – музыкант
Игре на фортепиано учился у дяди, Отто Вильгельма Дёрфера (1741–1811), в 1790–1792 гг. изучал контрапункт и игру на органе у органиста Кёнигсбергского собора (Домского собора Богоматери и Святого Адальберта) Кристиана Подбельски (1741–1792). В Берлине брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Один из основателей и дирижёр варшавского Музыкального общества (1805); в концертах общества исполнял в том числе собственные сочинения. В 1808–1809 гг. капельмейстер Бамбергского придворного театра, в 1810–1813 гг. художник, сценограф, автор музыки к спектаклям там же. В 1813–1814 гг. оперный капельмейстер в Лейпциге и Дрездене. В 1809–1815 гг. сотрудничал с Allgemeine musikalische Zeitung, где опубликовал новеллу «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), рецензии на инструментальную музыку Л. ван Бетховена (1810; позднее все вошли в сборник «Фантазии в манере Калло», 1814–1815) и другие статьи. С 1815 г. писал рецензии на концерты в разных периодических изданиях.
Гофман – автор оперы «Ундина» («Undine», 1814, по одноимённой сказке Ф. де ла Мотт Фуке); её постановка в 1816 г. в Берлине имела большой успех. После пожара в театре партитура оперы считалась утерянной и была обнаружена лишь в начале 20 в., в 1906 г. Х. Пфицнер по всем найденным материалам сделал клавир оперы. Сюжет, характер образов, композиционные и драматургические особенности (в том числе использование лейтмотивов) повлияли на развитие немецкой романтической оперы. Среди других сочинений: опера «Аврора» («Aurora», 1812; поставлена в 1933 в Бамберге), зингшпиль «Весёлые музыканты» («Die lüstigen Musikanten», на текст К. Брентано, поставлен в 1805 в Немецком театре в Варшаве), музыка к пьесам, Месса ре минор (1805), «Miserere» (1809), Симфония ми-бемоль мажор (1806), камерная музыка. Многие произведения Гофмана утеряны.
Гофман – одна из ключевых фигур музыкальной критики 1-й четверти 19 в. В своих произведениях осмысливал фигуры великих композиторов (И. С. Баха, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена и др.) в романтическом ключе, не прибегал к теоретическому анализу музыкальных произведений, уделяя особое внимание образному содержанию музыки, её характеру и воздействию на слушателя. Музыкально-эстетические взгляды Гофмана (в частности, идея синтеза искусств) оказали огромное влияние на творчество К. М. фон Вебера, Р. Вагнера и других композиторов-романтиков. Произведениями Гофмана вдохновлены многие сочинения Р. Шумана (в частности, фортепианный цикл «Крейслериана», 1838) и его деятельность в качестве музыкального писателя. Образы и душевные состояния героев, зафиксированные в литературных произведениях Гофмана, имели главенствующее значение для эстетики музыкального романтизма.
Сюжеты произведений Гофмана нашли отражение в операх «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1881; по новеллам «Песочный человек», «Советник Креспель» и повести «Приключения в новогоднюю ночь»), «Кардильяк» П. Хиндемита («Cardillac», 1926; по повести «Мадемуазель де Скюдери. Хроника времён Людовика XIV»), балетах «Коппелия» Л. Делиба (1870; по новелле «Песочный человек»), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1892; по сказке «Щелкунчик и Мышиный король») и др. Новелла «Состязание певцов» («Der Kampf der Sänger», 1819, из цикла «Серапионовы братья») – один из источников сюжета оперы «Тангейзер» Р. Вагнера.