Циклические формы
Цикли́ческие фо́рмы, циклы, музыкальные формы, состоящие из нескольких связанных единством замысла, самостоятельных по строению частей.
Важнейшие циклы – сюитный (сюита) и сонатно-симфонический (симфония, соната, квартет). Черты цикла присущи многим свободным и смешанным формам. Циклы типа «прелюдия – фуга» могут объединяться в более крупные (например, «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха), где их чередование подчинено избранному композитором порядку тональных соотношений. Вокальные и хоровые циклы 19–20 вв. – сюжетные («Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта) и бессюжетные («Эстонские календарные песни» В. Тормиса), с бо́льшим или меньшим количеством частей. Встречаются циклические формы, построенные по специально изобретённому принципу («Ludus tonalis» П. Хиндемита; Прелюдия, хорал и фуга С. Франка).