Гомофония
Гомофо́ния (от гомо... и греч. φωνή – звук, голос), склад многоголосной музыки, в котором голоса подразделяются на главный и сопровождающие.
В Древней Греции термин «гомофония» означал исполнение мелодии голосом в сопровождении инструмента или её пение несколькими голосами в унисон, а также в октаву. В современном понимании гомофония – гомофонно-гармонический музыкальный склад, характеризующийся взаимодействием трёх основных функций голосов: мелодии, баса и гармонических голосов.
Гомофония развилась в русле европейской музыкальной культуры. Элементы гомофонного склада были присущи уже некоторым ранним формам многоголосия – тем, в которых наблюдается более или менее отчётливое функциональное разделение голосов музыкальной ткани (например, в метризованном органуме, фобурдоне). В 15–16 вв. при господстве полифонического письма элементы гомофонии накапливались в итальянских фроттолах, вилланеллах, французских шансон, лютневой музыке, бытовых многоголосных танцевальных жанрах, протестантском хорале. Большую роль в становлении гомофонии сыграла практика исполнения полифонических произведений (мадригалов и др.) на клавесине, лютне, органе (вместо пения), в том числе аккомпанирование певцу или инструменталисту, играющему на духовом или струнном смычковом инструменте одну из партий этого произведения или импровизирующему новую мелодию. В результате однотембрового звучания многоголосия на гармонических инструментах полифоническая ткань постепенно преобразовывалась в аккордовую и в конечном счёте гомофонную. Тембровый контраст с солирующим голосом или инструментом способствовал превращению самостоятельных линий полифонической фактуры в единый аккомпанирующий слой, противостоящий мелодии. Эта традиция музицирования подготовила практику генерал-баса. С начала 17 в. он стал обязательным компонентом фактуры – многоголосным аккордовым сопровождением в композиции нового типа. Появление композиции с генерал-басом (оперная монодия, сольный вокальный концерт) положило начало развитию собственно гомофонного склада. Принцип гомофонии ярко проявился в оперном речитативе:
Переход к новой, гомофонной композиции отвечал музыкально-эстетическим устремлениям, возникшим под влиянием идей европейского Возрождения. Этот тип композиции утверждал гомофонный по существу принцип солирования: мелодия выделилась на обобщённом фоне многоголосного сопровождения яркостью, раскрепощённостью линии, индивидуализированной экспрессией, способностью передать дыхание, естественную фразировку человеческой речи.
Первый этап развития гомофонии, так называемая эпоха генерал-баса (17 – середина 18 вв.), характеризуется сочетанием принципов полифонического и гомофонного письма, постепенным оттеснением полифонии в большинстве жанров вокальной и инструментальной музыки, бурным становлением аккордовой гармонии, вызреванием в рамках полифонических и гомофонно-полифонических форм (старинных сонатной, двухчастной, концертной) принципов гомофонного формообразования, опирающегося на тональные соотношения и координацию разделов формы, на соподчинение каденций, членящих целое на составные части.
Второй этап (середина 18 – 19 вв.) – период расцвета гомофонного письма. В гомофонной гармонии осуществился тональный принцип ритмично протекающих контрастных ладофункциональных смен – принцип чередования аккордов, соотнесённого с пульсацией сильных и слабых долей такта. В этот период откристаллизовались гомофонные музыкальные формы; сонатная форма и сонатно-симфонический цикл явились высшим достижением гомофонного формообразования. К концу 19 в. соотношение гомофонных и полифонических форм изменилось. Развитие гармонии – фундамента гомофонных форм – достигло предела, за которым, по словам С. И. Танеева, связующая сила гармонических отношений утрачивала своё конструктивное значение. В связи с этим, наряду с продолжающимся развитием гомофонии (С. С. Прокофьев, М. Равель), резко возрос интерес к возможностям полифонии (И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Шёнберг, А. фон Веберн).
Важнейшим и качественно новым элементом гомофонного письма явился аккорд, который мыслился как единство не только фактурное, ритмическое, но и акустическое, ладофункциональное. Эта многосторонность принципиально отличает аккордовую ткань от полифонического многоголосия в технике «нота против ноты» (с его моноритмичностью голосов). Важнейшая черта аккорда – ладофункциональная монолитность; она действенна даже при его фактурно-ритмической разработке. Свёртывание многоголосия в аккорды рождает совершенно иную, чем в полифонии, идею гармонического развития, т. е. чередование аккордов, понимаемое как смена контрастных тональных функций. С этим связан иной тип формообразования, которому свойственны единство всех голосов фактуры при сменах напряжения и покоя, нарастаний и спадов, общность кульминаций, одновременность цезур. Для гомофонии характерен высокодифференцированный синтаксис, организующий музыкальное развитие не только на уровне крупных построений (как в полифонических формах), но и на уровне фраз, мотивов:
Гомофония допускает многообразные варианты ритмического соотношения между голосами, в результате чего образуются типы гомофонной фактуры: аккордовый тип; тип развитой мелодии с аккордовым или фигурационным сопровождением; полифонизированная гомофония. В чисто аккордовом складе мелодия, бас и аккомпанирующие голоса моноритмичны. Наиболее специфическая черта гомофонии – ритмический контраст между главным и побочными голосами, при котором функция первого выражена наиболее рельефно. В этом случае вступает в действие контраст между индивидуализированной линией и ритмом в мелодическом голосе и обобщёнными фактурно-ритмическими формулами сопровождения. Гомофонная фактура может обогащаться элементами полифонии. Развитые, активные сопровождающие голоса уже в эпоху венских классиков были насыщены тематическим материалом, полифонизировали гомофонную ткань. Тяготение к полифонии проявляется при всяком ритмическом и мелодическом оживлении баса и средних голосов, особенно при появлении контрапунктов, имитаций. Полифонизированная гомофонная ткань соединяет энергию свободно развивающихся индивидуализированных мелодических линий с богатством гомофонной аккордики и динамичностью функциональных смен.