Musica Antiqua Köln
Musica Antiqua Köln (от лат. musica antiqua – старинная музыка), германский инструментальный ансамбль (барочный оркестр; Кёльн).
Работал в 1973–2006 гг. Один из наиболее значительных коллективов в движении аутентичного исполнительства 1980-х – 1-й половины 1990-х гг. Основан скрипачом Р. Гёбелем, который играл в ансамбле до 1990 г. и возглавлял его до роспуска в 2006 г. Первоначально в состав ансамбля входили, помимо Гёбеля, Х. Бесс (скрипка) и Е. Бартош (виола да гамба). Впоследствии состав расширился, в разные годы в нём играли Я. тер Линден (виолончель, виола да гамба), М. Кремер и Ф. Дойтер (скрипки), А. Штайер и Р. Хилл (клавесин), К. Юнгхенель (лютня), В. Хазельзет (флейта) и др. (некоторые из музыкантов, как, например, Штайер, тер Линден, Хазельзет, позднее сделали яркую независимую карьеру).
В 1975 г. опубликован первый самостоятельный диск ансамбля – «Сонаты раннего и высокого барокко на оригинальных инструментах». В 1978 г., после выступления на Английском баховском фестивале в Лондоне, к коллективу пришла международная известность. С 1980‑х гг. Musica Antiqua Köln гастролировал во многих странах мира, включая США (с 1981), Китай (1985), Австралию, страны Латинской Америки. Принимал участие в крупнейших музыкальных фестивалях, среди которых BBC Proms (1989), Зальцбургский фестиваль (2004). Один из последних концертов состоялся в Карнеги-холле 2 ноября 2006 г.
С самого начала своей деятельности коллектив специализировался исключительно на барочном репертуаре. Наряду с сочинениями известных композиторов – И. С. Баха, Г. Ф. Телемана, Г. Ф. Генделя, Г. И. Ф. фон Бибера, внимание Р. Гёбеля привлекали забытые и редко звучащие произведения: т. н. увертюры (оркестровые сюиты) Ф. М. Верачини, «Дрезденские концерты» и духовная музыка И. Д. Хайнихена, трио-сонаты И. Ф. Майстера, инструментальные ансамбли и кантаты композиторов династии Бах – Иоганна Михаэля, Георга Кристофа, Иоганна Кристофа, Иоганна Кристофа Фридриха, Иоганна Людвига и др.
Интерпретации Musica Antiqua Köln отличает великолепная ансамблевая дисциплина, виртуозность (как, например, в финале 3-го «Бранденбургского» концерта И. С. Баха; полностью «Бранденбургские концерты» записаны в 1986), «немецкая» пунктуальность в передаче деталей авторской партитуры, точность высотного интонирования, особенно заметная в игре на натуральных духовых инструментах. Обширная дискография (более 60 альбомов) включает записи с певицами А. С. фон Оттер, М. Коженой, К. Шефер, с флейтистом М. Штегером и другими известными музыкантами.