Телеман Георг Филипп
Те́леман Гео́рг Фили́пп (Georg Philipp Telemann) (14.3.1681, Магдебург – 25.6.1767, Гамбург), немецкий композитор.
Изучал право в Лейпцигском университете. В 1701 или 1702 г. основал сообщество Collegium musicum и руководил им в годы учёбы: тот же коллектив с 1729 г. перешёл под руководство И. С. Баха. С 1703 г. музыкальный руководитель городской оперы, с 1704 г. – музыкальный руководитель и органист Новой церкви в Лейпциге. С 1705 г. капельмейстер в Зорау (ныне Жары, Польша), там сочинял главным образом сюиты во французском стиле и кантаты. С 1708 г. служил в Эйзенахе (Айзенахе), с 1712 г. – во Франкфурте-на-Майне, где создал несколько годовых циклов церковных кантат.
Бо́льшую часть жизни провёл в Гамбурге: с 1721 г. служил музикдиректором пяти главных гамбургских церквей, с 1722 г. – музыкальным руководителем Гамбургской оперы. Был другом Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, крёстным отцом К. Ф. Э. Баха. В 1728 г. основал своё издательство. В 1728–1729 гг. издавал музыкальный журнал Der getreue Music-Meister («Истинный музыкант»), в котором опубликовал ряд своих сочинений, а также музыку Р. Кайзера, Я. Зеленки и других современников. При жизни получил европейскую известность, о чём, к примеру, свидетельствует публикация сборника инструментальных произведений «Застольная музыка» (1733; в 3 частях), организованная по подписке, в которой приняли участие 200 подписчиков из разных стран, среди них – Г. Ф. Гендель, И. Г. Пизендель и И. И. Кванц.
Один из крупнейших мастеров позднего барокко, автор либретто ряда собственных вокальных сочинений. Был, вероятно, самым плодовитым композитором в истории. Наследие Телемана включает свыше 1700 церковных кантат, 57 духовных ораторий и пассионов, 12 месс, 2 магнификата, около 30 псалмов, 21 мотет, свыше 170 светских кантат и серенат. Среди музыкально-сценических произведений (не менее 30, в полном виде сохранилось 9) – опера «Терпеливый Сократ» (1721, Гамбург) и комическое интермеццо «Пимпиноне, или Неравный брак» (1725; издано в 1728). Автор около 120 ансамблевых и оркестровых увертюр (сюит), свыше 100 концертов для инструментов с оркестром, концертов для струнных, около 100 сонат для солирующего инструмента и бассо континуо, свыше 100 трио-сонат, свыше 80 квартетов и квинтетов, секстетов и септетов, а также сочинений для клавира (сюиты, прелюдии, фуги, фантазии, танцы и др.).
В инструментальных сочинениях Телеман испытал французские (особенно в сюитах) и итальянские (в концертах и трио-сонатах) влияния. В лютеранских традициях выдержаны церковные кантаты, пассионы; сочинения конца 1710-х гг. и более позднего времени отмечены чертами галантного стиля.
Несмотря на прижизненную славу Телемана, считавшегося первым музыкантом Германии, к концу 18 в. его музыка оказалась забытой и стала возрождаться только в 20 в.
Инструментальные сочинения Телемана принято указывать по каталогу Telemann-Werkverzeichnis (Thematisch-systematisches Verzeichnis seiner Werke : Telemann-Werkverzeichnis (TWV). 1984–1999); нумерация сопровождается аббревиатурой TWV. Вокальные сочинения приводятся по каталогу Telemann-Vokalwerke-Verzeichnis (Menke. 1982–1983); нумерация сопровождается аббревиатурой TVWV.