Речитатив
Речитати́в (итал. recitativo, от лат. recito – декламировать), 1) в музыке европейской традиции род сольного пения с сопровождением, близкий художественной декламации, а также вокальная композиция, в которой такой тип пения преобладает.
Итальянский термин представляет собой сокращение от stile recitativo – понятия, известного с 1610-х гг. Мелодико-ритмическое строение речитатива принципиально зависит от текста (большей частью нерифмованного, иногда прозаического), его интонационной стороны, синтаксиса. Структуре речитатива несвойственны такие чисто музыкальные закономерности, как тематическая повторность, периодичность. Речитатив применяется в опере, оратории, кантате, камерно-вокальной музыке.
Речитатив появился в начале 17 в. как род гомофонии (так называемая монодия в сопровождении бассо континуо) в связи с рождением оперы. Оперная монодия мыслилась деятелями Флорентийской камераты как возрождение напевной декламации древнегреческой трагедии. Мастером оперного речитатива в 17 в. был К. Монтеверди. В музыке эпохи барокко (с середины 17 в.) обособились драматургические функции речитатива (развитие сюжета) и арии (воплощение аффекта).
У композиторов неаполитанской школы, в том числе в опере-сериа, сложились разновидности речитатива: secco (секко, итал. – «сухой»; исполнявшийся «говорком» в тесном диапазоне и свободном ритме, поддержанный аккордами клавесина, в сценическом исполнении он мог приобретать выразительность живой речи) и accompagnato («аккомпанированный»; более развитый мелодически, сопровождается другими инструментами оркестра). Выдающиеся образцы выразительного речитатива с применением музыкально-риторических фигур – речитативы рассказчика-евангелиста (тенор) в Страстях И. С. Баха.
Речитатив занимает центральное положение в музыкальной драматургии классицизма (К. В. Глюк). Речитатив-secco сохранялся до конца 18 – начала 19 вв. в итальянской опере-буффа, вершины буффонного речитатива – басовые партии опер В. А. Моцарта. Для других видов комической оперы и для оперетты характерно наличие разговорных диалогов «на месте» речитативов; в отдельных случаях опера существует в двух версиях (с речитативами и разговорными диалогами), наиболее известный пример – «Кармен» Ж. Бизе.
Среди русских композиторов особое внимание речитативу уделяли А. С. Даргомыжский и М. П. Мусоргский. В опере 2-й половины 19 – 1-й половины 20 вв., в связи с перерастанием оперы в музыкальную драму, а номерной оперы в композицию «сквозного развития», наблюдается постепенное сближение речитативной и собственно вокальной стилистики (у Дж. Верди, Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева и др.).
2) В широком смысле речитативом называют любую напевную декламацию. Речитативный характер свойственен, например, календарному (колядки) и другому обрядовому (причитания) фольклору; в речитативной манере традиционно исполняются эпические сказания (северно-русские былины, калмыцкий «Джангар», киргизский «Манас», якутский олонхо и др.).