Эйслер Ханс
Э́йслер Ханс (Hanns Eisler) (6.7.1898, Лейпциг – 6.9.1962, Берлин), немецкий композитор и общественный деятель. Член Академии искусств ГДР (1950).
Систематического музыкального образования не получил, в 1919–1923 гг. брал уроки композиции у А. Шёнберга в Вене. С 1925 г. жил в Берлине, увлёкся коммунистическими идеями (член Коммунистической партии Германии с 1926), сотрудничал с Б. Брехтом, Э. Вайнертом, Э. Бушем. С приходом к власти нацистов в 1933 г. из-за своего еврейского происхождения был вынужден эмигрировать. С 1938 г. жил в США, с успехом работал в Голливуде, в 1948 г. депортирован за «антиамериканскую деятельность». В 1950 г. вернулся в Берлин, стал одним из ведущих композиторов Германской Демократической Республики. В 1952 г. подвергся официальной критике за «идеологически невыдержанное» либретто оперы «Иоганн Фауст», работу над оперой оставил и стал осмотрительнее в творческих экспериментах. Один из основателей Союза композиторов ГДР, президент Музыкального совета ГДР (1962). В 1950–1962 гг. преподавал в Высшей музыкальной школе Берлина (с 1964 имени Х. Эйслера).
Значительная часть творческого наследия Х. Эйслера носит отпечаток его политических воззрений. В музыке 1920–1940-х гг. парадоксально сочетаются серийная техника (кантата «Против войны», 1936; квинтет «14 способов описать дождь», 1940) и стилистика популярной музыки [например, массовые песни, в том числе «Песня солидарности», «Песня Коминтерна», «Тревожный марш» («Der heimliche Aufmarsch»), наиболее известна «Песня Единого фронта»]. Для эстетики Эйслера характерен протест против музыкальной красоты как таковой, виртуозного и «чувственного» исполнительства, свои вокальные сочинения Эйслер снабжал ремарками «без сентиментов», «запросто», «дружелюбно» и т. п.
Среди сочинений: сатирический вокальный цикл «Отрывки из газет» (1929); кантаты – «Меры приняты» («Die Maßnahme», по пьесе Б. Брехта, 1930), «Мать» (текст Брехта по мотивам одноимённого романа М. Горького, 1935); «Штурмовая сюита» для оркестра (1957); музыка для театра и кино (свыше 40 фильмов). Автор Государственного гимна ГДР (1949). Основная тема многих музыкально-критических статей – «кризис буржуазной культуры». Книга «Сочинение музыки для кино» («Composing for the films»; в соавторстве с Т. Адорно, 1947).