Протестантский хорал
Протеста́нтский хора́л, в богослужении протестантов одноголосная хоровая церковная песня, а также её многоголосная (как правило, 4-голосная) моноритмическая обработка.
В российском музыковедении обозначение «протестантский хорал» применяется преимущественно к церковной музыке немецких лютеран; духовные песнопения англикан (см. Антем) и других протестантов обычно называют гимнами. Часто, имея в виду песнопения немецких лютеран, используют только слово «хорал», которым обозначали многоголосные моноритмические обработки лютеранских песен немецкие композиторы эпохи барокко (нем. Choral, итал. corale); самые известные образцы – в кантатах, ораториях, Страстях И. С. Баха. Соответствующий тип фактуры именуют хоральной.
В 16 в. пение общиной церковных песен на немецком языке ввёл в рамках богослужебной реформы М. Лютер. Он отбирал подходящие из имеющихся духовных песен, а также мелодий, в том числе из светских песен и григорианских песнопений, которые перетекстовывались.
Одноголосная церковная песня протестантов предназначена для пения всей общиной прихожан; этим объясняется простота её мелодии и ритма (размеренное движение крупными длительностями). Лютеранский протестантский хорал пишется в форме бар. В многоголосной хоральной обработке мелодия церковной песни изначально помещалась в теноре (обработки кальвинистских хоралов, например в сборнике К. Гудимеля, 1564), позднее была перенесена в верхний голос (впервые в сборнике лютеранских хоралов Л. Озиандера, 1586). Во время исполнения церковной песни в аккордовом складе инструменты дублируют вокальные партии, гармонию поддерживает орган.
В том случае, когда многоголосная обработка церковной песни содержит развитые вокальные и инструментальные партии, хорал принято называть фигурированным (от нем. figurierte Musik – фигурированная музыка) или орнаментированным.
Широко распространены органные обработки протестантского хорала, исполняющиеся на богослужении. В этом жанре работали И. С. Бах, Г. Бём, Д. Букстехуде и др. Среди примеров – 18 «больших хоралов» И. С. Баха (BWV 651–668), значительная часть которых основана на песнях с текстами М. Лютера.