Шуман Роберт
Шу́ман Ро́берт (Robert Schumann) (8.6.1810, Цвиккау, Саксония – 29.7.1856, Эндених, ныне в черте Бонна), немецкий композитор и музыкальный критик. Один из крупнейших представителей музыкального романтизма.
Сын книгоиздателя. С 7 лет обучался игре на фортепиано у И. Г. Кунтша, в 1821 г. впервые выступил публично как пианист. С 1828 г. занимался у фортепианного педагога Ф. Вика в Лейпциге. Изучал юриспруденцию в Лейпцигском (1828) и Гейдельбергском (1829) университетах. В 1831–1832 гг. занимался музыкально-теоретическими предметами у Г. Дорна. В начале 1830-х гг., повредив правую руку в процессе занятий на фортепиано, вынужденно отказался от артистической карьеры и сосредоточился на композиции.
Музыкальный стиль Шумана сложился в фортепианном творчестве в конце 1820-х и в 1830-е гг., когда им были написаны ставшие знаменитыми циклы пьес «Карнавал» (1835), «Симфонические этюды» (1837), «Крейслериана» (1838), сборник «Фантастические пьесы» (1837) и многие другие. Сочинения Шумана издавались, первой исполнительницей многих из них была пианистка К. Вик (К. Шуман), жена Шумана с 1840 г., благодаря которой его музыка стала известна во многих странах Европы.
В 1834–1844 гг. Шуман издавал в Лейпциге основанный им журнал Neue Zeitschrift für Musik (одно из самых авторитетных музыкальных периодических изданий Германии; существует поныне). Как музыкальный критик Шуман выступал против бессодержательности виртуозной салонной музыки, призывал к изучению наследия старых мастеров, в частности И. С. Баха, написал ряд статей в поддержку молодых композиторов – Ф. Шопена (1831), Г. Берлиоза (1835), И. Брамса (1853). В 1843–1844 гг. преподавал в Лейпцигской консерватории.
С 1844 г. жил в Дрездене, руководил абонементными концертами (вместе с Ф. фон Хиллером), в 1847–1848 гг. – мужским хоровым обществом (см. Лидертафель), с 1847 г. – основанным им хоровым обществом. В 1840-е гг. круг жанров, в которых сочинял Шуман, расширился: наряду с фортепианной музыкой, он создал значительное количество вокальных и инструментальных сочинений. В связи с интенсивным изучением контрапункта, в особенности полифонического искусства И. С. Баха, написал 6 органных фуг на тему BACH op. 60 и 4 фуги op. 72 (все – 1845), использовал полифонические формы в симфониях (двойная фуга во II части 2-й симфонии, канон в I части 3-й симфонии). Для собраний лидертафеля написал ряд хоровых произведений a cappella, в том числе Песни на стихи Р. Бёрнса ор. 55 (1846). В 1840–1850-х гг. работал в жанрах оратории и театральной музыки.
С 1850 г. жил в Дюссельдорфе, был капельмейстером, руководил регулярными концертами симфонического оркестра и певческого общества, в 1851 г. под его руководством исполнены «Страсти по Иоанну» И. С. Баха. В 1853 г. принял участие в организации Нижнерейнского музыкального фестиваля, дирижировал здесь Фортепианным концертом (1845; солистка – К. Шуман) и другими своими сочинениями. С 1854 г. до конца жизни жил в лечебнице для душевнобольных в Энденихе.
Музыкальное творчество Шумана, обладавшего также литературным даром (в юности он писал рассказы, повести, стихотворения в прозе), испытало сильное влияние литературы романтизма. Воздействием литературного стиля Жан Поля и Э. Т. А. Гофмана отмечены многие сочинения Шумана, запечатлевшие отголосок «таинственно-глубоких процессов нашей духовной жизни […] сомнений, отчаяний и порывов к идеалу» (Чайковский П. И. Второй концерт Русского музыкального общества. – Русский концерт г. Славянского // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Москва, 1953. С. 38); прямая отсылка к Гофману – цикл «Крейслериана». Шуман первым применил к фортепианной миниатюре название литературного происхождения – новеллетта (цикл «Новеллетты», 1838). Для шумановских фортепианных пьес и циклов пьес характерны калейдоскопичность, нередко трактованная как мелькание карнавальных масок, и – в широком смысле – театральность. Прихотливая смена образов и настроений, взаимодействие разных «сюжетных» линий, фрагментарность изложения нашли своё выражение в циклах фортепианных пьес «Бабочки» (1831), «Венский карнавал» (1839) и др., наиболее последовательное выражение – в цикле «Карнавал», состоящем из пьес с программными названиями (портреты, сценки и др.). В «Карнавале» (наряду с масками здесь «присутствуют» К. Вик, Ф. Шопен, Н. Паганини, Ф. Лист и др.), «Танцах давидсбюндлеров» (1837) отражены образы реальных представителей и вымышленных персонажей – приверженцев высокого искусства, которых Шуман объединил в придуманное им в начале 1830-х гг. «Давидово братство» («Давидсбунд»). Именами вымышленных персонажей – Флорестана и Эвзебия – Шуман подписывал некоторые из своих литературных эссе (всего свыше 60). Литературно-романтический характер носят не только названия пьес и частей циклов («Поэт говорит» – последняя пьеса из «Детских сцен», 1838), но и характерные шумановские ремарки, предназначенные главным образом исполнителю: «Stimme aus der Ferne» («Голос издалека») в Новеллетте № 8, «Innere Stimme» («Внутренний голос») в «Юмореске» ор. 20 (1839) и многие другие.
Помимо фортепианных циклов, которые Шуман продолжал сочинять и в дальнейшем (среди них – «Альбом для юношества» ор. 68, 1848), ему принадлежат 3 фортепианные сонаты (фа-диез минор op. 11, 1835; соль минор op. 22, 1838; «Большая» соната фа минор op. 14, 1836, 2-я редакция – 1853), несколько одночастных сочинений в свободных и смешанных формах (Фантазия до мажор op. 17, 1838; «Юмореска» op. 20, 1839), ряд произведений в форме вариаций (Вариации на тему Abegg, 1830; Экспромты на тему К. Вик, 1833, 2-я редакция – 1850; выдающийся образец свободных жанрово-характерных вариаций – «Симфонические этюды» для фортепиано, 1837).
В вокальной музыке Шуман продолжил традиции Ф. Шуберта и развил собственные находки, сделанные им в области фортепианной миниатюры. В его наследии преобладают лирико-психологические сочинения на стихи поэтов – его современников: циклы «Круг песен» (op. 24, 1840) и «Любовь поэта» (op. 48, 1840) на стихи Г. Гейне, «Круг песен» на стихи Й. фон Эйхендорфа (ор. 39, 1840), «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. фон Шамиссо (ор. 42, 1840), песни на стихи из романа «Годы учения Вильгельма Майстера» И. В. Гёте (ор. 98а, 1849) и др.
Музыке Шумана для фортепиано и с участием фортепиано свойственна многослойность фактуры с разнообразными формами скрытого многоголосия, тонким применением имитаций. Мелодия может быть «спрятана» в фигурациях аккомпанемента («Сновидения» из фортепианного сборника «Фантастические пьесы»), нередки случаи появления мелодии в нижнем и средних голосах фактуры. Характерно разнообразие ритмических рисунков, встречается использование полиритмии («Вечером» из того же сборника), мягких синкопированных ритмов и др. В числе гармонических новшеств – начало и окончание пьесы на неустойчивой гармонии: например, начало на II ступени мажора («Отчего?»), на судбоминанте минора и стремительная модуляция в параллельный мажор («Порыв»; обе пьесы из того же сборника), окончание на доминанте («В сиянье тёплых майских дней» из вокального цикла «Любовь поэта»).
Шуман – автор 4 симфоний (1841; 1846; «Рейнская» – 1850; 1851), к которым примыкают в стилевом отношении концерты для фортепиано (1845), виолончели (1850), скрипки (1853) с оркестром. Стимулом для обращения к жанру симфонии стало впечатление от «Большой» симфонии до мажор Ф. Шуберта, найденной Шуманом в 1838 г. в Вене среди рукописей Шуберта и впервые исполненной в 1839 г. в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона. Традиции Шуберта наследуют первые 3 симфонии Шумана, в особенности № 2 и № 3 – по характеру тематизма, с большой ролью песенных тем (главная тема III части Симфонии № 2, побочная тема I части Симфонии № 3 и др.), с национальным колоритом, гимническим окончанием цикла. Драматическая Симфония № 4, напротив, по форме приближается к симфонической поэме (первоначальное название – «Симфоническая фантазия для большого оркестра»).
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор op. 44, Фортепианный квартет ми-бемоль мажор op. 47, три струнных квартета ор. 41 (все – 1842), Фортепианное трио ре минор ор. 63 (1847) в значительной мере отразили преемственность стиля Шумана с венской классической школой. Фортепианный квинтет стал одним из самых масштабных произведений Шумана, воплощением «картины мира» в духе симфонии, где II часть звучит в характере траурного марша [по словам П. И. Чайковского, «целая мрачная трагедия» (Чайковский П. И. Четвертая неделя концертов // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Москва, 1953. С. 258)], а в финале (в тональности соль минор, в медиантовом отношении с тоникой) большую роль играет полифония (двойная фуга в коде и др.). Завершение цикла полифоническим разделом встречается и в других камерных произведениях Шумана, например в Фортепианном квартете, Струнном квартете № 1 (ля минор). В числе камерных сочинений Шумана – произведения с программными названиями: фортепианное трио «Фантастические пьесы» (ор. 88, 1842), пьесы с тем же названием для фортепиано и кларнета (ор. 73, 1849), «Сказочные картины» для фортепиано и альта (ор. 113, 1851) и др.
В опере «Геновева» (1848, на либретто Шумана и Р. Райника по драмам Л. Тика и Ф. Геббеля; поставлена в 1850 в Лейпциге), ораториях «Рай и Пери» (по поэме Т. Мура «Лалла Рук», 1843; исполнена в 1854 в Ганновере при содействии И. Брамса), «Странствия Розы» (либретто Г. М. Хорна, 1851), Сценах из «Фауста» И. В. Гёте (1853) на первый план выходит субъективно-лирическое начало, появляется тонкое оркестровое и хоровое письмо. Лучшим сочинением Шумана в области театральной музыки считается музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Г. Байрона (1849; поставлена в 1852 в Веймаре).