Гамбургская государственная опера
Га́мбургская госуда́рственная о́пера (Staatsoper Hamburg, Hamburgische Staatsoper), оперный и балетный театр в Гамбурге (Германия).
Один из старейших музыкальных театров Европы, первый публичный оперный театр Германии. Основан по инициативе жителей Гамбурга, открыт в 1678 г. В 1769 г. создана балетная труппа. В 1827 г. оперная и балетная труппы стали частью Городского театра. В 1920 г. они отделились от драматической труппы и образовали музыкальный театр «Опернхаус», в 1934 г. получивший статус государственного театра и современное название. В августе 1943 г. здание Гамбургской государственной оперы было разрушено при бомбардировке британской авиацией (в 1946–1955 труппы выступали в разных помещениях), в 1954–1955 гг. отстроено заново и открыто постановкой оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта.
Опера
С театром сотрудничали авторы первых немецких опер Н. Штрунк (1640–1700), И. З. Куссер (1660–1727), Р. Кайзер, И. Маттезон, в 1721–1730 гг. – Г. Ф. Телеман; состоялись премьеры первых опер Г. Ф. Генделя («Альмира», «Нерон», обе в 1705). В 1748 г. в качестве капельмейстера итальянской труппы П. Минготти здесь работал К. В. Глюк. В 1828 г. при театре основан Городской (ныне Гамбургский филармонический) оркестр. В 1844 г. Р. Вагнер дирижировал здесь своей оперой «Риенци».
1870–1890-е гг. – период расцвета театра: осуществлено много премьер, главным дирижёром был Г. Малер (впервые в Германии поставил оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1892), хормейстером – Б. Вальтер. С 1897 г. здесь часто дирижировал А. Никиш, в 1910–1912 гг. работал О. Клемперер, в 1931–1934 гг. – К. Бём. Постановками своих опер дирижировали Э. д’Альбер, Г. Шарпантье, Р. Штраус, З. Вагнер.
С середины 20 в. Гамбургская государственная опера – один из крупнейших оперных театров мира. Росту исполнительского уровня способствовали дирижёры и музыкальные руководители театра: Г. Реннерт, Л. Людвиг, Х. Штайн, К. фон Донаньи, И. Метцмахер. Характерными стали обращение к современному репертуару и привлечение режиссёров с радикальными художественными идеями. Под руководством Х. Титьена (1956–1959) состоялась постановка оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера (режиссёр Виланд Вагнер), получившая значительный общественный резонанс. В 1959–1973 гг. и 1985–1988 гг. театром руководил Р. Либерман, который осуществил около 30 новых постановок и основал Международный фестиваль «Недели современного музыкального театра» (1961). Высоким уровнем режиссуры отличались спектакли 1973–1977 гг. (главный режиссёр Г. Фридрих), в том числе «Хованщина» М. П. Мусоргского (1974, на русском языке). В 1988–1997 гг. под руководством Г. Альбрехта состоялись постановки, получившие мировую известность: «Парсифаль» Р. Вагнера (1992, режиссёр Р. Уилсон), «Хованщина» Мусоргского (1994, режиссёр Г. Купфер), «История доктора Иоганна Фауста» А. Г. Шнитке (1995, первая постановка, режиссёр Дж. Дью).
В 1997–2005 гг. с Гамбургской государственной оперой сотрудничал режиссёр П. Конвичный. В 2005–2015 гг. директор и главный дирижёр (генеральмузикдиректор) – С. Янг, с 2015 г. главный дирижёр – К. Нагано, директор – Ж. Дельнон.
В театре в разное время пели А. Ротенбергер, М. Мёдль, И. Нильсен, Э. Мартон, П. Доминго, К. Молль, Ф. Грундхебер, Т. Мозер и др. В 1980 г. партию Амнерис в опере «Аида» Дж. Верди исполнила Е. В. Образцова. При театре работает Международная оперная студия, где обучаются певцы из разных стран.
Балет
В 1769 г. Ф. Л. Шрёдером был поставлен первый балет – «Дон Жуан» К. В. Глюка. В 1830–1840-е гг. популярностью пользовались большие романтические балеты, с триумфом проходили гастроли танцовщиц М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи и др. В 1856–1859 гг. солисткой труппы была К. Ланнер, которая также поставила ряд спектаклей.
Устойчивые традиции классической школы, сложившиеся в балете к началу 20 в., соединились в 1920-е гг. с поисками современного пластического языка в творчестве хореографов Р. фон Лабана и А. Кнуста. Их студия камерного балета, новаторские постановки («Терпсихора» на музыку Г. Ф. Генделя, 1925; «Шутовское зеркало» на музыку Ф. Листа, 1926, и др.) имели общегерманский успех. Росту профессионального уровня балетной труппы способствовали возглавлявшие её в разные годы хореографы: Х. Сведлунд, Д. Хойер, Г. Бланк, А. ван Дейк, С. Арова. Они не только сохраняли классический репертуар, но и пополняли его современными произведениями, например, балетами И. Ф. Стравинского. На мировой уровень гамбургский балет вывел Дж. Ноймайер (с 1973 художественный руководитель, с 1996 также режиссёр балета; с 2005 управляющий директор).
Большое значение для создания неповторимого постановочного стиля имело постоянное сотрудничество театра с художником Ю. Розе (с 1994 выступал также как оперный режиссёр). С труппой работали хореографы: М. Эк, М. Бежар, Ф. Аштон, К. Уилдон и др. Репертуар включает балеты в хореографии Дж. Кранко, Дж. Баланчина, Н. Р. Макаровой, Л. В. Якобсона, Х. Лимона, Э. Тюдора, У. Форсайта, И. Килиана и др.
С 1975 г. в конце каждого сезона проходит смотр лучших постановок «Дни балета в Гамбурге» (Hamburger Ballett-Tage), который завершается гала-концертом в честь В. Ф. Нижинского; проводятся открытые репетиции и мастер-классы «Баллетт-Веркштатт» (Ballett-Werkstatt). В 1978 г. при Гамбургской государственной опере организована балетная школа, в 1989 г. – Балетный центр. С 1999 г. театр проводит балетный конкурс PRIX Dom Pérignon. Фонд Дж. Ноймайера (основан в 2006) занимается сбором архивных документов по истории балета, научными исследованиями в области хореографии с фокусом на творчестве Ноймайера.