Фишер-Дискау Дитрих
Фи́шер-Ди́скау Ди́трих (Dietrich Fischer-Dieskau) (28.5.1925, Берлин – 18.5.2012, Берг, земля Бавария), немецкий певец (баритон).
Один из крупнейших певцов 20 в. Учился у Г. Вальтера и в Берлинской консерватории у Г. Вайсенборна. Дебютировал в «Немецком реквиеме» И. Брамса (1947). В 1948 г. впервые выступил по радио, исполнив вокальный цикл «Зимний путь» Ф. Шуберта. В том же году дебютировал в опере («Дон Карлос» Дж. Верди, партия Родриго) на сцене Немецкой оперы в Берлине; стал ведущим солистом этого театра (1948–1978). С 1949 г. регулярно выступал в Венской и Баварской государственных операх.
Участвовал в крупнейших европейских музыкальных фестивалях: Зальцбургском (1951–1992; «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера под управлением В. Фуртвенглера, 1951; Граф Альмавива в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта под управлением К. Бёма, 1956; камерно-вокальные сочинения немецких композиторов и др.; в 2000-х гг. – в качестве дирижёра, чтеца), Байройтском (1954–1961; Котнер в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, 1956, и др.), Шветцингенском (1961, Миттенхофер в опере «Элегия для юных влюблённых» Х. В. Хенце). Регулярно гастролировал в Великобритании с 1951 г. («Месса жизни» Ф. Дилиуса под управлением Т. Бичема, Лондон, 1951; вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта; первое исполнение «Военного реквиема» Б. Бриттена, Ковентри, 1962), в США с 1955 г.
Среди лучших оперных партий Д. Фишера-Дискау (указаны даты дебютов): Вольфрам («Тангейзер», 1949), Курвенал («Тристан и Изольда», студийная запись под управлением В. Фуртвенглера, 1952), Амфортас («Парсифаль», 1955), Ганс Сакс («Нюрнбергские мейстерзингеры») Р. Вагнера; Иоканаан («Саломея», 1952), Барак («Женщина без тени», 1963), Мандрыка («Арабелла», 1963) Р. Штрауса; заглавные партии в операх «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1953), «Доктор Фауст» Ф. Бузони (1955), «Фальстаф» (1959) и «Макбет» (1963) Дж. Верди, «Художник Матис» П. Хиндемита (1959), «Воццек» А. Берга (1960), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1961).
Прославился исполнением камерной музыки. Репертуар Д. Фишера-Дискау включал свыше 1000 песен; он осуществил грамзаписи всех песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, Х. Вольфа, исполнил многие песни Л. ван Бетховена, И. Брамса, К. Лёве, Р. Штрауса. Давал концерты в ансамбле с С. Т. Рихтером (Зальцбургский фестиваль, 1970, 1972; Ленинград, 1977, песни Шуберта и Вольфа). Среди постоянных концертмейстеров – пианисты Дж. Мур, Й. Демус.
Дискография Фишера-Дискау включает множество произведений кантатно-ораториального жанра от эпохи барокко и до современных ему композиторов. Принял участие в записи многих сочинений И. С. Баха: духовных и светских кантат (в 1947–1952-х гг. – с камерным оркестром под управлением К. Ристенпарта, предпринявшего первую в истории попытку записать все кантаты Баха; в 1950–1970-х гг. – с Мюнхенским Баховским оркестром и Баховским хором под управлением К. Рихтера), «Страстей по Матфею» (с дирижёрами В. Фуртвенглером, Г. фон Караяном, О. Клемперером), «Страстей по Иоанну» (с Х. Риллингом, К. Форстером), «Рождественской оратории» (с Ф. Леджером).
Участвовал в исполнении (в том числе премьерном) и записи многих произведений композиторов 20 в., среди которых: Х. В. Хенце, К. Пендерецкий, Д. Д. Шостакович (партия баса в Симфонии № 14, Шесть стихотворений Марины Цветаевой и др.), И. Ф. Стравинский (европейская премьера священной баллады «Авраам и Исаак» для баритона и камерного оркестра), Б. Блахер, Л. Даллапиккола, Э. Кшенек. Для Д. Фишера-Дискау написаны заглавная партия в опере «Лир» А. Раймана (1978), симфоническая поэма «Les espaces du sommeil» («Пространства сна») для баритона с оркестром В. Лютославского (премьера в 1978); камерные произведения – «Песни и притчи Уильяма Блейка» Б. Бриттена (исполнены в 1965), Три песни op. 45 С. Барбера (исполнены в 1974) и др.
Дебютировал как дирижёр в 1970-е гг., вернулся к этой деятельности по окончании певческой карьеры в 1993 г., в том числе осуществив ряд записей совместно с женой, певицей Ю. Варади. Среди лучших дирижёрских работ – «Песнь о Земле» Г. Малера (запись 1996).
С 1983 г. профессор берлинской Высшей школы искусств (ныне Берлинский университет искусств), где преподавал камерно-вокальное исполнительство; давал мастер-классы в городах Германии и за рубежом. Среди учеников: М. Гёрне, С. Дуфексис, Д. Хеншель, К. Шефер, А. Шмидт, К. Эльснер.
Автор ряда публикаций, посвящённых вокальной музыке и вопросам её исполнительской интерпретации: монографии «Роберт Шуман: слово и музыка. Вокальное творчество» («Robert Schumann: Wort und Musik. Das Vokalwerk», 1981), «Шуберт и его песни» («Schubert und seine Lieder», 1996), «Иоганнес Брамс. Жизнь и песни» («Johannes Brahms. Leben und Lieder», 2008), «Мир пения» («Die Welt des Gesangs», 1999) и др., некоторые переведены на английский язык. Редактор-составитель сборника текстов более 750 песен немецких композиторов с параллельным переводом на английский язык («The Fischer-Dieskau book of Lieder», 1976).
Кавалер ордена Почётного легиона (1990), ордена Pour le Mérite («За заслуги») гражданского класса (1985). Премии: «Грэмми» (1970, 1972, 1977, 1988, 2000), Премия Леони Соннинг (1975), Премия Эрнста фон Сименса (1980), Praemium Imperiale (2002), Polar Music Prize (2005).