Певческая академия в Берлине
Пе́вческая акаде́мия в Берли́не (нем. Sing-Akademie zu Berlin), хор и концертная организация в Берлине.
Основана в 1791 г. композитором и придворным клавесинистом Карлом Фридрихом Кристианом Фашем; хор академии – старейший смешанный хор мира из существующих ныне хоровых коллективов. Хор первоначально состоял в основном из любителей, в его репертуар входила церковная музыка И. С. Баха и самого Фаша; для него писали Й. Гайдн и Л. ван Бетховен. Расцвет деятельности академии – первая половина 19 в. В период руководства ученика Фаша – К. Ф. Цельтера (директор в 1800–1832) расширен состав хора, образован мужской хор (лидертафель). В 1827 г. завершено строительство собственного здания академии (разрушено в 1943).
Академия сыграла важную роль в возрождении кантатно-ораториального творчества И. С. Баха. В 1829 г., впервые после его смерти, под руководством Ф. Мендельсона здесь были исполнены «Страсти по Матфею». Преемник Цельтера Карл Фридрих Рунгенхаген (директор в 1833–1851) продолжил дело возрождения музыки Баха: в 1833 г. были исполнены «Страсти по Иоанну», в 1834 г. – Месса си-минор. При Рунгенхагене в постоянный репертуар вошли оратории Г. Ф. Генделя и композиторов эпохи романтизма: К. Лёве, Мендельсона, Л. Шпора, Р. Шумана и др. В дальнейшем Эдуард Грелль (директор академии в 1853–1876) продолжал исполнять произведения Баха (в 1857 впервые после смерти Баха исполнена «Рождественская оратория»), но отдавал предпочтение произведениям для хора а капелла.
С начала 20 в. академия стала обращаться к современному репертуару. Георг Шуман (директор в 1900–1950) включал в репертуар произведения А. Брукнера, Дж. Верди, Ф. Листа, М. Регера, С. Франка и других, более молодых композиторов. В период деятельности Г. Шумана хор совершал гастрольные поездки в Италию (1913, 1927 и 1939; совместно с Берлинским филармоническим оркестром), в Прагу, Вену и другие города Центральной Европы (1926, совместное выступление с Венским симфоническим оркестром), в Стокгольм, Осло и другие города Скандинавии (1930). Во время Второй мировой войны концерты академии в Германии не прекращались. 14 апреля 1945 г. был исполнен «Немецкий реквием» И. Брамса (с Берлинским филармоническим оркестром).
В разные годы членами Певческой академии были Г. Беллерман, И. Ф. Беллерман, Дж. Мейербер, Ф. Мендельсон и др.
Во второй половине 20 в. репертуар продолжал расширяться. Под руководством Карла Ланге (директор в 1952–1973) и Ханса Хильсдорфа (директор в 1973–1999) прозвучали редко исполняемые юношеские произведения Ж. Бизе, Дж. Пуччини, а также сочинения эпохи Возрождения и барокко – «Вечерня Девы Марии» К. Монтеверди, мессы А. Скарлатти, А. Кальдары. Уделялось внимание и современным композиторам, среди которых – И. Ф. Стравинский («Симфония псалмов»), Х. В. Хенце («Музы Сицилии»; специальный заказ в честь 175-летия хора).
С 2006 г. художественный руководитель академии – Кай-Уве Йирка. Под его началом создан женский хор и хор девочек. Благодаря сотрудничеству с Берлинским университетом искусств (с 2006) академия выполняет также образовательную функцию: студентам университета предоставляется возможность репетировать с основным хором и камерным оркестром академии (в качестве дирижёров, певцов или инструменталистов).
Ценнейший музыкальный архив Академии, который считался утерянным после Второй мировой войны, возвращён в Берлин в 2001 г.
Концерты проходят главным образом в концертном зале Берлинского университета искусств.