Сонатная форма
Сона́тная фо́рма (нем. Sonatenform), форма инструментальной музыки.
Состоит из экспозиции [складывается из главной (ГП), связующей (СП), побочной (ПП), заключительной (ЗП) партий], разработки и репризы (партия – функция в сонатной форме; не то же, что тема).
Термины «сонатная форма», «сонатно-симфонический цикл» и все перечисленные выше впервые появились в статьях А. Б. Маркса и Г. Бирнбаума в газете Berliner allgemeine musikalische Zeitung («Берлинская всеобщая музыкальная газета») начиная с 1824 г. Ранее сонатную форму называли «формой первого Allegro», а Л. ван Бетховен в эскизах своих сочинений обозначал экспозицию и разработку вместе с репризой соответственно как I. Teil и II. Teil (т. е. мыслил сонатную форму как состоящую из двух больших частей).
Предшественница классической сонатной формы – старинная сонатная форма; некоторые теоретики различают в ней барочную (полифонизированную; у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.) и предклассичеcкую (преимущественно гомофонную; «Упражнения для клавесина» Д. Скарлатти, ныне называемые «сонатами») формы. Старинная сонатная форма образовалась из барочной двухчастной формы. Отличается дифференцированностью всех партий, обширной зоной побочной (чаще доминантовой) тональности. Эта зона (ПП + ЗП) выросла из каданса (с возможным дополнением) I части двухчастной барочной формы и в репризе транспонируется в основную тональность. Старинная сонатная форма сохраняет общее с двухчастной формой: незначительный тематический контраст; как правило, двухчастное строение [т. е. развивающий (на мотивах ГП) и завершающий (неполная реприза, без ГП, начинается с транспонированных в основную тональность СП или ПП) разделы объединяются в одну (II) часть]. Встречаются образцы трёхчастной старинной сонатной формы с полной репризой (с ГП): прелюдии ре мажор и си-бемоль мажор из второго тома «Хорошо темперированного клавира» Баха; «соната» до мажор Скарлатти (№ 159 по каталогу Р. Кёркпатрика).
Становление сонатной формы проходило вместе с утверждением гомофонии, которой и принадлежит классическая сонатная форма. Определяющая черта – наличие в экспозиции первого блока (ГП + СП) в основной тональности и тонально и тематически противопоставленного ему второго блока (ПП + ЗП). Стандартные тональности второго блока в экспозиции – мажорной доминанты (при основной – мажорной), параллельная тональность или тональность минорной доминанты (при основной – минорной). Начиная с Л. ван Бетховена композиторами осваиваются другие (в том числе неродственные) тональные соотношения между двумя блоками; например, в I части Фортепианной сонаты № 29 Бетховена это соотношение си-бемоль мажор – соль мажор, в I части Симфонии № 5 Д. Д. Шостаковича – ре минор – ми-бемоль минор. В репризе второй блок транспонируется в основную тональность. Второй блок хотя и противопоставлен первому тематически, но встречаются и однотемные сонатные формы (т. е. ГП и ПП основаны на одной теме: I часть «Лондонской» симфонии ре мажор Й. Гайдна Hob. I:104). Для классической сонатной формы характерны также цельность и слитность, обусловленные наличием ходов (СП, ход между ПП и ЗП, разработка). «Послеклассическая» сонатная форма развивалась по пути углубления контраста между ГП и ПП вплоть до темпового и жанрового (I часть Симфонии № 6 П. И. Чайковского). Сонатная форма встречается в первых частях, финалах, реже – в медленных частях, редко в скерцо сонатно-симфонических циклов, а также в самостоятельных пьесах. Редкий пример сонатной формы в вокальной музыке – ария Руслана ми мажор из второго действия оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Разновидности: сонатная форма без разработки. Сонатная форма с эпизодом вместо разработки (у А. Б. Маркса – рондо пятой формы). Здесь эпизод начинается как сопоставление, с новой темы, имеет устойчивую форму; затем следуют: ход на новых или экспозиционных мотивах (тогда он похож на разработку), предыкт к репризе (I часть клавирной сонаты фа мажор В. А. Моцарта KV 332; финал Фортепианной сонаты № 1, II часть Фортепианной сонаты № 7 Л. ван Бетховена). Иногда эпизод начинается и заканчивается в одной и той же тональности, тогда он напоминает устойчивую среднюю часть (трио) сложной трёхчастной формы (финал Фортепианного концерта № 3 С. В. Рахманинова). Сонатная форма с двойной экспозицией (форма классического концерта). Здесь первая экспозиция (оркестровая) всегда заканчивается (а ПП в ней может проводиться) в основной тональности. Во второй (сольной) экспозиции, с обычным тональным планом, наряду со старыми темами появляются новые (сольные): это тема ГП, с которой вступает солист (тема ГП оркестра тогда используется в СП), тема ПП (в этом случае тема ПП оркестра присоединяется к сольной). Внутри небольшой разработки, вместо которой может быть эпизод (I часть Фортепианного концерта № 23 ля мажор Моцарта KV 488), иногда образуется эпизодическая тема (I часть Фортепианного концерта № 3 до минор Бетховена). В репризе сольная тема ГП часто не проводится, нередко встречается перепланировка следования тем (I часть Фортепианного концерта № 15 си-бемоль мажор Моцарта KV 450). СП и ЗП во второй экспозиции и репризе протяжённы за счёт виртуозных пассажей солиста. Внутри коды находится виртуозная каденция, импровизируемая или выписанная (сохранились каденции Бетховена к первым частям его Фортепианного концерта № 3 и Клавирного концерта № 20 Моцарта ре минор KV 466). Сонатная форма с двойной экспозицией встречается в первых, реже в финальных, иногда в медленных частях концертов венских классиков; в Клавирном концерте № 5 Моцарта ре мажор KV 175 все части написаны в этой форме. В дальнейшем она использовалась редко (фортепианные концерты Ф. Шопена, И. Брамса) и постепенно вышла из употребления.