Comedian Harmonists
Comedian Harmonists, немецкий эстрадный ансамбль. Существовал в 1928–1935 гг., один из самых популярных эстрадных коллективов в Германии того времени. Ансамбль составляли: квинтет вокалистов – Ари Лешников (настоящее имя Аспарух; 1897–1978, 1-й тенор), Эрих А. Коллин (1899–1961, 2-й тенор), Гарри Фроммерман (1906–1975, 3-й тенор), Роман Циковский (1901–1998, баритон), Роберт Биберти (1902–1985, бас) – и пианист-аккомпаниатор Эрвин Бутц (1907–1982). Музыканты ансамбля, за исключением Бутца и Лешникова, были любителями и не получили систематического образования.
История
Возник по инициативе Г. Фроммермана: впечатлённый аудиозаписями американского вокального квартета The Revelers, он стремился воссоздать в Германии нечто стилистически подобное с текстами на немецком языке. Первоначально коллектив назывался на американский манер Melody Makers.
Успешному продвижению ансамбля способствовал влиятельный театральный режиссёр и продюсер Э. Шарелль (1894–1974). Он же придумал несколько странное англоязычное название Comedian Harmonists (буквально – гармонисты-комедианты; слово «гармонисты», по Шареллю, вероятно, указывало на многоголосие, «комедианты» – на занятость в театральных представлениях), под которым ансамбль функционировал до своего распада. Премьерное выступление состоялось в 1928 г. в Большом театре Шарелля в Берлине, в ревю «Казанова» Р. Бенацки (1884–1957). Основу ревю составляла музыка оперетты «Калиостро в Вене» И. Штрауса-сына, аранжированная с применением джазированной гармонии и ритмики. Ансамбль выступал между сценами, исполняя роль городских уличных музыкантов. С 1928 г. записывались главным образом на немецких лейблах компаний Electrola и Odeon.
С 1929 г. ансамбль выступал в рамках сборных программ Шарелля в Гамбурге, Кёльне, Лейпциге и других городах Германии. В 1929 г. впервые выступил по радио (в прямом эфире). В 1930 г. состоялся первый самостоятельный концерт ансамбля. К 1932 г. популярность Comedian Harmonists стала столь велика, что ему было позволено выступить в Берлинской филармонии (эта площадка традиционно предназначалась для академической музыки). Кульминационным в карьере коллектива считается 1933 г., на протяжении которого они дали около 150 концертов.
В том же году к власти в Германии пришли национал-социалисты, и, поскольку трое участников ансамбля были евреями, выступления группы срывались или отменялись. В начале 1935 г. Биберти, Бутцу и Лешникову было запрещено сотрудничать с «неарийцами», но разрешено «продолжать свою музыкальную деятельность с другими арийскими музыкантами» (Bock H.-M. Comedian Harmonists – Vokalensemble, Darsteller: Biografie // CineGraph), поменяв название на немецкое. В то же время Коллину, Фроммерману и Циковскому было категорически запрещено выступать на территории Германии. Ансамбль в полном составе ещё некоторое время существовал благодаря гастролям в других странах – Дании, Норвегии, Италии и США (где он выступал в том числе с вокальным трио «Сёстры Бозуэлл» и с оркестром П. Уайтмена), но в том же 1935 г. состоялось его последнее выступление (в Норвегии) и сделана последняя официальная запись на студии Electrola в Берлине (2 народные песни – «Morgen muß ich fort von hier» и «Am Brunnen vor dem Tore»). В декабре 1937 г. распространение всех предыдущих записей коллектива было запрещено.
Деятельность участников после распада группы
В результате распада образовались 2 независимые вокальные группы (с включением новых артистов в каждую из них), которые продолжили выступать: «арийская» – в Германии, «неарийская» – только за пределами страны. Певцы, оставшиеся в Германии, получили разрешение Музыкальной палаты Третьего рейха выступать под брендом Meistersextett, однако их выступления в Германии значительного успеха не имели. В 1941 г. в результате внутренних разногласий Meistersextett прекратил своё существование.
Группа изгнанников (с новыми тенором, басом и пианистом) эмигрировала в Вену, где выступала до аншлюса (1938) под названием Comedy Harmonists. Этот коллектив принял участие в съёмках фильма «Катерина» («Katharina die Letzte», 1936, режиссёр Генри Костер) с песней «Du passt so gut zu mir wie Zucker zum Kaffee» (композитор Н. Бродский, автор текста Ф. Роттер). Группа Comedy Harmonists много гастролировала в Европе (Скандинавия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.), Южной Африке, в США и странах Южной Америки, в Австралии. В апреле – июле 1936 г. состоялось её большое турне по городам СССР: Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Тбилиси, Ростов-на-Дону и др. С 1940 г. участники группы жили в США.
Репертуар и исполнительский стиль
Значительную часть репертуара ансамбля составляли обработки американских хитов, с немецкими текстами: «Wochenend und Sonnenschein» – на основе «Happy days are here again» М. Эйджера, «Tag und Nacht» – «Night and day» К. Портера, «Der alte Cowboy» – «The last round-up» Билли Хилла, «Ohne Dich» – «Stormy weather» Г. Арлена, «Halt dich an mich» – «Hang on to me» Дж. Грира и др. Из немецкой музыки шлягерами стали песни «Veronika, der Lenz ist da» В. Юрмана и «Mein kleiner grüner Kaktus» Б. Райсфельда (ошибочно использована в качестве «эмблемы нацистов» в российской кинокомедии «О чём говорят мужчины», 2010), обработки киномузыки В. Р. Хеймана, особенно «Irgendwo auf der Welt» и «Ein Freund, ein guter Freund». В немецкий репертуар входили также песни аккомпаниатора ансамбля Э. Бутца (среди них «Schöne Isabella aus Kastilien», с «испанским» колоритом), а также народные (например, «Die Dorfmusik», с обильным использованием техники йодля) и квазинародные песни («Kannst du pfeifen, Johanna» С.-О. Аксельсона, со свистом и разного рода юмористическим звукоподражанием). Предметом обработок зачастую становилась классика (что не было характерно для ансамбля The Revelers), причём не только вокальная, но и инструментальная: Венгерский танец № 5 И. Брамса, «Юмореска» А. Дворжака, вальс «На прекрасном голубом Дунае» и «Perpetuum mobile» И. Штрауса-сына, Баркарола из оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Муки любви» Ф. Крейслера.
Ансамбль Comedian Harmonists, возникший на волне «моды на Америку», не смог достигнуть виртуозного лоска коллектива The Revelers, однако сумел создать самобытный творческий продукт. Традиции этой самобытности восходят к немецкой народной песне и академической европейской музыке 19 в. и не в последнюю очередь обязаны звучанию (точнее, распеву) немецкого языка. В целом в их интерпретациях преобладают лирические светлые эмоции, которые в трудные времена были особенно востребованы, воспринимались слушателями охотно и благожелательно. Своеобразный «заряд добра», характерный для музыки ансамбля, можно непосредственно ощутить и поныне благодаря сохранившимся аудиозаписям.
Comedian Harmonists в кино
До своего распада ансамбль неоднократно снимался в кино, в том числе в фильмах: «Трое с бензоколонки» («Die Drei von der Tankstelle», 1930, режиссёр В. Тиле), «Бомбы над Монте-Карло» («Bomben auf Monte Carlo», 1931, режиссёр Г. Шварц), «Я днём, а ты ночью» («Ich bei Tag und du bei Nacht», 1932, режиссёр Л. Бергер). В 1932 г. вышел короткометражный игровой фильм «Гармонисты-комедианты поют народные песни» («Die Comedian Harmonists singen Volkslieder», режиссёр Х. Шрайбер).
В 1976 г. выпущен полнометражный документальный фильм «Die Comedian Harmonists – Sechs Lebensläufe» (режиссёр Э. Фехнер), в 1997 г. – игровой фильм «Comedian Harmonists» (режиссёр Й. Фильсмайер).
Обширная подборка оригинальных аудиозаписей Comedian Harmonists на 5 CD (91 трек) выпущена на лейбле Electrola в 1997 г.