Термины

Баллетто

Балле́тто (итал. balletto, от ballo – танцевать; синонимы: bal, ballo, baletto), термин, использовавшийся для обозначения различных инструментальных и вокальных композиций и .

Термином «баллетто» изначально обозначали инструментальные пьесы танцевального характера без жанровой конкретизации. Во 2-й половине 16 в. так назывались пьесы для , например в сборниках («Intabolatura di liuto, libro primo», 1561) и Дж. Ч. Барбетты («Intavolatura di liuto», 1585).

В 17 в. баллетто сочиняли для инструментального ансамбля, среди авторов – (сборник «Affetti musicali», 1617) и Л. Аллегри (сборник «Primo libro delle musiche», 1618). Реже встречаются баллетто для гитары, например в сборнике Дж. Б. Гранаты «Capricci armonici sopra la chittarriglia spagnuola» (1646), для – в сборнике «Toccate d’intavolatura di cimbalo et organo» (1637).

В Италии во 2-й половине 16 – начале 17 вв. термин нередко входил в наименование танца иностранного происхождения, например французского (balletto francese) или немецкого (balletto tedesco).

Под названием «баллетто» встречаются как отдельные пьесы, так и входящие в состав – обычно в качестве начального танца (в духе ), а также в паре с другими танцами (чаще с ). В последнем случае наименование «баллетто» нередко относилось к паре танцев, например у Доменико Габриели (Balletti, op. 1, 1684). Иногда в эпоху барокко термин применялся для обозначения многочастных камерных , например в сборнике (Balletti, op. 3, 1701).

В конце 16 в. – 1-й четверти 17 в. название применялось также к вокальным ансамблевым пьесам танцевального характера. Впервые вокальные баллетто опубликовал в Италии (в сборнике «Balletti a cinque voci», 1591). Подобные пьесы встречаются в , например у и . Итальянские баллетто стали образцами для вокальных пьес немецких и английских композиторов того времени, среди них – и .

  • Музыкальные жанры и формы