Баллетто
Балле́тто (итал. balletto, от ballo – танцевать; синонимы: bal, ballo, baletto), термин, использовавшийся для обозначения различных инструментальных и вокальных композиций Ренессанса и барокко.
Термином «баллетто» изначально обозначали инструментальные пьесы танцевального характера без жанровой конкретизации. Во 2-й половине 16 в. так назывались пьесы для лютни, например в сборниках Дж. Гордзаниса («Intabolatura di liuto, libro primo», 1561) и Дж. Ч. Барбетты («Intavolatura di liuto», 1585).
В 17 в. баллетто сочиняли для инструментального ансамбля, среди авторов – Б. Марини (сборник «Affetti musicali», 1617) и Л. Аллегри (сборник «Primo libro delle musiche», 1618). Реже встречаются баллетто для гитары, например в сборнике Дж. Б. Гранаты «Capricci armonici sopra la chittarriglia spagnuola» (1646), для клавира – в сборнике Дж. Фрескобальди «Toccate d’intavolatura di cimbalo et organo» (1637).
В Италии во 2-й половине 16 – начале 17 вв. термин нередко входил в наименование танца иностранного происхождения, например французского (balletto francese) или немецкого (balletto tedesco).
Под названием «баллетто» встречаются как отдельные пьесы, так и входящие в состав сюит – обычно в качестве начального танца (в духе аллеманды), а также в паре с другими танцами (чаще с курантой). В последнем случае наименование «баллетто» нередко относилось к паре танцев, например у Доменико Габриели (Balletti, op. 1, 1684). Иногда в эпоху барокко термин применялся для обозначения многочастных камерных сонат, например в сборнике Т. Альбинони (Balletti, op. 3, 1701).
В конце 16 в. – 1-й четверти 17 в. название применялось также к вокальным ансамблевым пьесам танцевального характера. Впервые вокальные баллетто опубликовал в Италии Дж. Гастольди (в сборнике «Balletti a cinque voci», 1591). Подобные пьесы встречаются в мадригальных комедиях, например у А. Банкьери и О. Векки. Итальянские баллетто стали образцами для вокальных пьес немецких и английских композиторов того времени, среди них – Х. Л. Хаслер и Т. Морли.