Лассо Орландо ди
Ла́ссо Орла́ндо ди (итал. Orlando di Lasso; Ролан де Лассю, франц. Roland de Lassus) (около 1532 или 1530, Монс, провинция Эно, ныне Бельгия – 14.6.1594, Мюнхен, Германия), фламандский композитор, работавший главным образом в Германии. Один из ведущих представителей франко-фламандской школы.
В начале 1540-х гг. певчий у кондотьера Ферранте Гонзаги в Нидерландах, в 1545 г. предположительно последовал за ним в Италию (Мантуя, Палермо, Милан). Первые сочинения написал в 1549–1551 гг. в Неаполе, где служил при дворе Кастриоти. В конце 1551 г. переехал в Рим, в 1553 г. – капельмейстер собора Сан-Джованни-ин-Латерано. В конце 1554 – начале 1555 гг. вернулся в Нидерланды, где, возможно, сотрудничал с Т. Сузато (последний в 1555 осуществил большую публикацию сочинений Лассо под op. 1).
С 1556 г. жил в Мюнхене, был придворным певчим (тенор), с 1563 г. капельмейстер при баварском дворе. За последние 30 лет жизни совершил многочисленные заграничные поездки, в том числе в Нидерланды, Чехию, Австрию, Францию, Италию (неоднократно); поездка в 1585 г. в Феррару, центр музыкального новаторства того времени, не оказала влияния на музыкальный стиль Лассо. Благодаря его активной профессиональной деятельности (композитор, руководитель хора, педагог) Мюнхен приобрёл репутацию одного из крупнейших музыкальных центров Европы. С большой вероятностью его учениками были Л. Лехнер и Дж. Габриели.
Творческое наследие Лассо огромно, его художественная значимость в полном объёме до сих пор не оценена. Лассо работал исключительно в вокальных жанрах, написал свыше 60 месс (мессы-пародии на темы Я. Аркадельта, А. Вилларта, Н. Гомберта, Дж. П. да Палестрины, Ч. де Роре, К. де Сермизи, а также на собственном материале), реквием, 4 цикла страстей (по всем Евангелиям), оффиций Страстной недели (особенно значимы респонсории Тёмной утрени), более 100 магнификатов, гимны (около 40), шансон (около 150; особой популярностью в 16 в. пользовалась шансон на тему библейской истории о Сусанне – «Однажды Сусанна», «Susanne un jour»), итальянские (вилланеллы, морески, канцонетты) и немецкие (свыше 140) песни, около 250 мадригалов. Многие сочинения написаны по заказу.
На протяжении всей жизни Лассо писал мотеты (всего свыше 550) на латинские тексты преимущественно духовного содержания, предназначенные как для церковного обихода, так и для светского применения (дидактические мотеты, церемониальные мотеты «на случай» и др.); крупнейшее собрание «Magnum opus musicum» опубликовано посмертно (1604). В мотетах разворачивается палитра самых разнообразных приёмов и техник композиции, от «обычной» моноритмической и имитационной полифонии (например, в «In omnibus requiem quaesivi» – канон на 3 голоса, причём один из них в ракоходе) до экзотических вроде soggetto cavato («Homo cum in honore esset», где тема cantus firmus извлекается из афоризма Nosce te ipsum – «Познай самого себя») и фобурдона.
Творчество Лассо представляет собой сложный сплав итальянских и франко-фламандских стилевых идиом и форм. В целом его гармонический стиль с опорой на систему церковных тонов оценивается как консервативный, однако есть и исключения. Так, в «Пророчествах сивилл» («Prophetiae Sibyllarum», 1550-е гг.) он создал собственную экспериментальную модель «хроматического» итальянского стиля и, будучи безупречным мастером-полифонистом, внёс вклад и в историю гармонии.
Для Лассо характерна детальнейшая музыкальная разработка текстов на разных языках, как богослужебных, так и свободно сочинённых. Серьёзностью, драматизмом концепции, значительной протяжённостью отличаются цикл 7-голосных духовных мадригалов на тексты Л. Танзилло «Слёзы святого Петра» («Lagrimae di San Pietro»; издание 1595) и цикл 5-голосных мотетов «Покаянные псалмы Давида» («Psalmi Davidis poenitentiales», 1571) на тексты Пс. 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142. Рукопись последнего в формате ин-фолио украшена иллюстрациями Г. Милиха, предоставляющими ценный иконографический материал о жизни баварского двора.
Вместе с тем Лассо был способен писать коротко и просто, и не был лишён чувства юмора. В латинском песенном мотете «Раздаётся на пирах питие в трёх лицах» («Fertur in conviviis vinus, vina, vinum») пересказывается средневековый анекдот из быта вагантов; в немецкой застольной песне «Audite nova» (заглавие на латыни) расточаются хвалы визуальным и гастрономическим достоинствам гуся; в гимне «Ut queant laxis», использовавшемся в качестве основы сольмизации, имитируется неуклюжее сольфеджирование. Ряд песен написан на весьма легкомысленные стихи, которые к тому же содержат обсценную лексику (как, например, в канцонетте «Matona mia cara» – любовной серенаде немца, пытающегося соблазнить итальянку).
Издание полного критического собрания сочинений Лассо осуществлено в 1894–1926 гг. (21 том, Breitkopf & Härtel; включает почти все мотеты, мадригалы, французские и немецкие песни) и 1956–1995 гг. (26 томов, Bärenreiter; мессы, магнификат, страсти, гимны, покаянные псалмы, ламентации и др.); второе издание (Breitkopf & Härtel), дополненное и исправленное, под редакцией Х. Лёйхтмана, Б. Шмида и др., опубликовано в 1968–2022 гг.