Липпий Иоганн
Ли́ппий Иога́нн (Johannes Lippius; Иоганн Липпиус) (24.6.1585, Страсбург – 24.9.1612, Шпейер) – немецкий теоретик музыки, философ и теолог.
Первоначальное общее и музыкальное образование получил у своего отца, пастора местной церкви. Окончив в 1609 г. гимназию со степенью магистра искусств (лат. magister artium), отправился в длительную поездку по Германии, посетил Йену, Лейпциг (где брал уроки у кантора церкви Святого Фомы и видного учёного З. Кальвизия), Виттенберг, Эрфурт и другие города. В 1612 г. защитил богословскую диссертацию в Гисенском университете. Получив степень доктора, согласился занять пост профессора теологии в Страсбургском университете, но по дороге в Страсбург скоропостижно скончался.
Ряд трудов Липпия (всего 16, при жизни изданы 14) – небольшие по объёму публикации его университетских лекций и диспутов (лат. disputationes). Важнейший музыкально-теоретический трактат – «Синопсис новой музыки» («Synopsis musicae novae», Страсбург, 1612) – содержит в переработанном виде материал прежде опубликованных работ о музыке.
Липпий впервые использовал термин «гармоническая триада» (лат. trias harmonica) для большого и малого трезвучий, который вошёл в употребление уже в 18 в. и применяется в музыкознании поныне (ср. англ. triad). Из двух трезвучий Липпий отдавал приоритет большому, подчёркивая его эстетическое, этическое и «теологическое» совершенство: «Простая и правильная гармоническая триада есть истинный и триединый звучащий корень самой совершенной и полной гармонии, которая только может быть в мире, а также тысяч и миллионов звуков <...>, она – и образ, и отблеск великой Божественной тайны Троицы, единственно достойной поклонения» («Синопсис», f.F4v).
Несмотря на то что Липпий (в полном соответствии с существовавшей тогда теоретической традицией) обсуждал созвучия из трёх и более звуков как интервальные комплексы (конкорды), контекст изложения и наблюдаемый понятийно-терминологический аппарат позволяют квалифицировать авторскую трактовку созвучий уже как аккордов. Липпий (возможно, впервые в истории музыки) обсуждает обращения трезвучий, для чего использует (в труде «Disputatio musica tertia», 1610) грецизм syzygia (греч. συζυγία – парное сочетание, сопряжение).
В дальнейшем, развивая собственную теорию аккорда, Липпий вводит термины trias diffusa («рассеянное трезвучие») и trias aucta («расширенное трезвучие»). Под первым он понимает широкое расположение трезвучия и его обращений. Под вторым – тесное или широкое расположение с умножением (удвоением, утроением и более) одного тона или сразу нескольких тонов трезвучия (преимущественно тоники). В базовой форме трезвучия, в тесном расположении (такую форму он называет «корнем» – лат. radix), Липпий констатирует основной тон, который называет его «нижним основанием» (лат. ima basis). Его же он безупречно выделяет и в любых производных формах, которые обобщённо называет «ответвлениями от корня» (лат. radicatae).
Большое трезвучие ближе к природе (лат. naturalior), чем малое, которое звучит «более расслабленно» (mollior). Потому и многоголосные лады, в основе которых лежит большое трезвучие (ионийский, лидийский и миксолидийский), Липпий называет «естественными» (naturales), а те, что опираются на малое трезвучие (эолийский, дорийский и фригийский), описывает как «расслабленные» (molles).
В «Синопсисе новой музыки» Липпий также даёт классификацию диатонических интервалов (в оригинальной терминологии «диад») и соответствующих им числовых отношений чистого строя. В описании модальных (интервально-звукорядных) функций придерживался особой системы сольмизации, разработанной франко-фламандскими музыкантами во 2-й половине 16 в. (её активным пропагандистом в Германии был Кальвизий). В этой системе 7 ступеней диатонической октавы передавались слогами bo ce di ga lo ma ni (первые 6 соответствуют гвидоновым сольмизационным слогам ut re mi fa sol la). Там же схематически он показывает все возможные в пределах одной октавы комбинации диатонических интервалов. Каждой из ступеней октавы соответствует наименьшее целое число: bo 180 (до), ce 160 (ре), di 144 (ми), ga 135 (фа) и т. д.
Основу практического музыкального опыта Липпия составили передовые (в отношении звуковысотной структуры) сочинения итальянцев (он неоднократно упоминает Л. Маренцио) и О. ди Лассо; главный его авторитет в области теории музыки (в том числе в вопросах музыкального строя) – Дж. Царлино. Липпий обнаруживает обширные познания в европейской философской и риторической традиции, как античной (многие выдержки из классиков даны на греческом языке, без перевода на латынь), так и современной. Сущность музыкальной композиции, которую Липпий обозначает как cantilena harmonica, связывается с учением о четырёх причинах (первоначалах) бытия Аристотеля: звуки и созвучия интерпретируются как её материя; «музыкальный текст» (textus musicus) с присущими ему риторическими аффектами – как её форма; творящая причина (causa efficiens) – природа, действующая через человека посредством «естественного» (голоса) и «искусственных» инструментов; целевая (causa finalis) – «движение микрокосмоса» (т. е. человека) навстречу добродетели и наперекор пороку, во славу бесконечно милостивого Господа и т. д. Из близких по времени «немузыкальных» авторитетов центральная для Липпия фигура – Ю. Ц. Скалигер, мысли и высказывания которого (из разных трудов) автор обильно цитирует.
Среди прочих трудов: «Nobiliorum problematum philosophicorum <...>» (Wittenberg 1607), «Decas quaestionum philosophicarum controversarum» (Wittenberg 1607), «Disputatio ethica» (Wittenberg, 1610); «Disputatio de baptismo, s. coena, persona Christi et electione ad vitam aeternam» (Wittenberg, 1612), «Philosophiae verae ac sincerae perfectio interior realis per metaphysicam, rationalis per rhetoricam» (Erfurt, 1614), «Canones in virtutum ac bonarum artium studio ac stadio quotidie observandi» (Erfurt, 1616).
Влияние учения о гармонии Липпия в Германии прослеживается на протяжении 17–18 вв. в работах И. Г. Альстеда, Барифона (Г. Пипегропа), И. Г. Вальтера, А. Веркмейстера, Г. А. Зорге, И. Крюгера, В. К. Принца и др., ссылающихся на Липпия как на общепризнанный авторитет.