Монодия
Моно́дия (греч. μονῳδία – пение или декламирование в одиночку), музыкальный склад, главным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, возможно с октавным удвоением).
В отличие от одноголосно исполняемых мелодий, обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, произведения монодического склада не предполагают никакой гармонизации: закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет как имманентные (как правило, с позиций модальности). Монодическими по складу были древнегреческая и древнеримская музыка, сочинения средневековых менестрелей (трубадуров, труверов и миннезингеров), древнейшие богослужебные распевы христианской Церкви (григорианский хорал, знаменный распев), паралитургические песни (итальянские лауды, испанские кантиги, французские и английские одноголосные кондукты, древнейшие английские кэрол и др.). Из ныне существующих профессиональных неевропейских музыкальных традиций подавляющая часть – монодические (индийская рага, арабский макам и многие другие). Значительная часть сохранившегося старинного фольклора европейских и неевропейских народов также представляет собой монодическую культуру.
Термином «монодия» с 1910-х гг. обозначают также сочинения для голоса в сопровождении бассо континуо, созданные в конце 16 – 1-й половине 17 вв. в Италии. Термин «монодический стиль» (лат. stylus monodicus) вместо распространённого в описываемую эпоху термина «речитативный стиль» (лат. stylus recitativus) по отношению к авторам первых опер Дж. Каччини, Я. Пери и К. Монтеверди предлагал Дж. Б. Дони в трактате «De praestantia musicae veteris libri tres» (1647). Сами композиторы 16–17 вв. вокальные пьесы гомофонно-гармонического склада, написанные в stile rappresentativo, «монодиями» не называли.