Фробергер Иоганн Якоб
Фро́бергер Иога́нн Я́коб (Johann Jakob Froberger) (18.5.1616, Штутгарт – 7.5.1667, замок Эрикур близ Мёмпельгарда, ныне в Эрикуре, департамент Верхняя Сона, Франция), немецкий композитор, клавесинист, органист.
Основы музыкального образования получил в Штутгартской придворной капелле, где его отец служил капельмейстером. В 1637–1641 гг. учился у Дж. Фрескобальди в Риме. Здесь в круг его общения входили композитор М. Росси и А. Кирхер (последний повлиял на музыкальный стиль Фробергера, пропагандировал его сочинения в своих трактатах; творческие и дружеские отношения связывали их и в дальнейшем). В 1641–1657 гг. (с перерывом) органист придворной капеллы Фердинанда III Габсбурга (Вена). В 1649–1653 гг. ездил с дипломатическими поручениями императора по разным странам Европы. В одной из таких поездок (1649–1650, Дрезден) принял участие в музыкальном состязании с органистом М. Векманом, после которого получил от курфюрста в подарок золотую цепь; в другой (1652–1653, Париж) выступал как концертирующий органист, познакомился с Л. Купереном, французскими лютнистами Д. Готье, Ф. Дюфо, Бланкроше (псевдоним Ш. Флёри). С 1662 г. учитель музыки и композитор при дворе вдовствующей герцогини Вюртембергской Сибиллы в Мёмпельгарде.
Композиторское наследие Фробергера состоит почти исключительно из клавирной – клавесинной и органной – музыки (токкаты, фантазии, ричеркары, каприччио, канцоны и др.). Фробергер – один из создателей клавирной сюиты. Всего написал 30 сюит (авторство Сюиты № 29 ми-бемоль мажор оспаривается), многие из которых состоят из аллеманды, жиги, куранты и сарабанды (в названном порядке). Сюита № 6 соль мажор с подзаголовком «Auf die Mayerin» (на тему немецкой песни «Mayerin») написана необычно: сначала следуют 6 «партит» (тема и 5 небольших пьес в форме вариаций), а затем две куранты и сарабанда на ту же тему.
Особую группу образуют сочинения в жанрах ламенто и близком ему томбó. Их отличают медленный темп, свободная ритмика, квазиимпровизационная фактура и свободная форма (напоминающие стилистику французской неметризованной прелюдии (франц. prélude non mesuré, буквально – неразмеренная прелюдия), причудливые смены местных тональных центров (отклонения и модуляции). Остроту этих смен подчёркивает современная Фробергеру настройка инструмента, как, например, в «Томбо на смерть Бланкроше» (нисходящая гамма в коде символизирует роковое падение лютниста с лестницы), в «Плаче на смерть Фердинанда III», в пьесе «Размышление о моей будущей смерти» (1-я часть Сюиты № 20; другое название – «Memento mori Froberger»), хроматическая вариация («Партита № 6») из Сюиты № 6.
Помимо клавирной музыки сохранились два мотета – «Apparuerunt apostolis» и «Alleluia! Absorpta est mors».
В целом стиль Фробергера оценивается исследователями как «интернациональный», впитавший в себя элементы французской и итальянской (например, в «гексахордовых» Фантазиях № 1 и № 4, в токкатах) клавирной музыки барокко.
В научной и справочной литературе 21 в. сочинения Фробергера идентифицируются по каталогу Зигберта Рампе, опубликованному в 7-м томе нового полного собрания сочинений (2015); при ссылках используется сокращение FbWV.
Первую большую подборку музыки Фробергера записал на клавикорде в 1961 г. Т. Дарт. Все известные на сегодняшний день композиции Фробергера записал в 2000–2016 гг. Б. ван Асперен, сопроводив издание обширными музыковедческими и исполнительскими комментариями (11 CD на лейбле Aeolus).