Мотет
Моте́т (франц. motet, лат. motetus, motellus, от франц. mot – слово), вокальное или вокально-инструментальное полифоническое сочинение.
Один из главных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. На протяжении веков мотет сохранял характер сложного для восприятия, «учёного» сочинения, служил демонстрацией профессионального мастерства его создателя. По свидетельству Иоанна де Грокейо (конец 13 в.), «этот вид музыки не следует представлять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах».
Мотет возник в 13 в. в Школе Нотр-Дам предположительно из подтекстовки клаузулы. Тогда же появилось слово «мотет» (от одноимённого обозначения голоса, в русской научной традиции называемого «мотетус»). Французские мотеты периода арс антиква (обычно трёхголосные) – политекстовые: в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и (реже) светские, в том числе на разных языках (латинском и французском). Образцы – в Бамбергском кодексе (хранится в городской библиотеке Бамберга, содержит 100 мотетов), в Кодексе Монпелье (в библиотеке Университета Монпелье, свыше 300 мотетов) и других. В подавляющем большинстве авторы мотетов арс антиква неизвестны, среди немногих имён – Пьер де ла Круа (лат. Petrus de Cruce). Английский мотет 13 в. (сохранилось свыше 100 образцов) сочинялся на единый латинский текст духовного содержания. Особенность английской техники мотетной композиции – мелодическое остинато в теноре (как правило, короткое; оригинальное название – pes, буквально «стопа»). Наиболее значительные авторы мотетов (в том числе политекстовых) периода арс нова – Гильом де Машо и Филипп де Витри. Для Машо мотет был творческой лабораторией, где он ставил изысканные композиционно-стилевые эксперименты, особенно в области ритма (изоритмия) и гармонии.
Ренессансный мотет, в отличие от средневекового, обычно сочиняли на единый текст. Притом что содержание текста было преимущественно духовным, кантус фирмус (в мотетах, использовавших эту технику композиции) зачастую имел светское происхождение. В качестве текстовой основы использовались псалмы (чаще других – покаянный псалом 50 «Miserere»), фрагменты из пророческих книг и другие тексты Вульгаты либо парафразы библейских текстов (такие мотеты часто включались в сборники под названием «Cantiones sacrae» – «Духовные песни»), а также свободно сочинённые тексты «на случай» (по поводу освящения храма, интронизации светского или духовного лица, военного триумфа, династического брака и др.). Большое количество мотетных текстов обращено к Богородице. В ренессансном мотете сохранялась неодновременность распева текста в разных голосах, которая возникла в результате широкого применения техники имитации; имитационная полифония стала с тех пор главным признаком техники композиции мотета. Виднейшие авторы мотетов в эпоху Ренессанса: Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Жоскен Депре, Н. Гомберт (свыше 160 мотетов), А. Вилларт (самые сложные для своего времени семи- и восьмиголосные мотеты), Дж. П. да Палестрина (среди прочих – пять мотетов на текст «Ave Maria» и шесть – на текст «Miserere»), О. ди Лассо (свыше 550), Ф. Герреро, Т. Л. де Виктория, У. Бёрд, Т. Таллис (грандиозный 40-голосный мотет «Spem in alium…» – «Лишь на Тебя всегда я уповал»).
Мотет эпохи барокко – хоровое или вокально-инструментальное сочинение на единый для всех голосов текст на латыни или национальных языках; мотет на английском языке – антем. Крупнейшие авторы барочного мотета: Дж. Кариссими, Г. Шютц (в сборниках «Symphoniae sacrae» – «Духовные симфонии»), М.-Р. Делаланд и Ж.-Б. Люлли (авторы пышных «больших мотетов»); несколько сочинений в этом жанре написал И. С. Бах.
Начиная с композиторов венской классической школы мотет утратил былую популярность. Отдельные яркие образцы – у В. А. Моцарта, И. Брамса, А. Брукнера, Ф. Пуленка, Р. Воан-Уильямса, П. Хиндемита.