Зенфль Людвиг
Зенфль Лю́двиг (Ludwig Senfl, Sennfl) (около 1486, Базель или Цюрих – между 2.12.1542 и 10.8.1543, Мюнхен), швейцарский композитор, работавший в Германии.
С 1496 г. пел в хоре придворной капеллы Максимилиана I Габсбурга, брал уроки композиции у Х. Изака, стал его главным помощником (переписывал сочинения, сопровождал в многочисленных поездках), в 1513 г. сменил его на посту капельмейстера. Не позднее 1508 г. принял духовный сан. После смерти Максимилиана I (1519) несколько лет безуспешно пытался занять высокий пост при каком-либо европейском дворе. С 1523 г. до конца жизни работал штатным композитором при дворе герцога Вильгельма Баварского в Мюнхене, вывел его капеллу на уровень европейской известности. В 1529 г. отказался от католического сана и женился. О поздних годах жизни Зенфля почти ничего не известно; возможно, его карьере воспрепятствовало активное общение с М. Лютером (сохранилась их 10-летняя переписка), реформационным идеям которого Зенфль предположительно симпатизировал. Высокую репутацию Зенфля-композитора засвидетельствовали отзывы теоретиков 16 в., в том числе З. Хейдена и Г. Глареана.
Наиболее значительная часть творческого наследия – около 120 мотетов на латинские тексты (2 мотета написаны по просьбе М. Лютера; первый печатный сборник вышел в 1520) и около 250 многоголосных (преимущественно 4-голосных) песен на немецкие тексты. Песни Зенфля впервые были опубликованы в антологии немецких песен разных композиторов (1512) и продолжали печататься на протяжении всего 16 в. Поэтика текстов и техника музыкальной композиции Lieder разнообразны. Самая популярная из них «Ach Elslein, liebes Elselein» («Ах Эльза, милая Эльза») сохранилась в разных обработках, в том числе в прозрачной моноритмической и изысканной имитационной фактуре. В стихах песни «Lust hab ich ghabt zur Musica» («Мне так любезна музыка», с большой вероятностью стихи сочинил сам композитор) спрятан акростих «Ludwig Sennfl». Текст песни «Ich weiss nit, was er ihr verhiess» («Не знаю, что он ей обещал») содержит список местных афродизиаков, а музыка изобилует интервальными скачками и гаммообразными пассажами, дающими исполнителям возможность продемонстрировать профессиональное мастерство.
В семи мессах, в частях проприя мессы, вечерни и других «серьёзных» полифонических сочинениях Зенфль придерживался стилевой модели нидерландской школы, установленной Жоскеном Депре и Изаком, использовал архаичные для своего времени техники – изоритмию и фобурдон. Четырёхголосные оды сборника «Harmoniae poeticae» («Поэтические гармонии»; совместно с П. Хофхаймером; опубликованы в 1539) на латинские тексты – эксперимент, в котором композитор пытался подчинить музыкальный ритм метрике античного стиха (в соответствии с антикизирующей эстетической тенденцией своего времени).
Среди лучших современных аудиозаписей музыки Зенфля – немецкие песни и латинские мотеты (Clemencic Consort под управлением Р. Клеменчича, запись 1986), тематическая подборка «Добродетель и порок» («Tugend und Untugend»; ансамбли Convivium Musicum и Ensemble Villanella, 1994), Пасхальная месса и мотеты (хор Швейцарского радио под управлением Д. Фазолиса, 1998), немецкие песни и латинские оды (ансамбль Weser-Renaissance Bremen под управлением М. Кордеса, 2000), тематическая подборка «Im Maien» (ансамбль старинной музыки Fretwork, 2003).