Национальные школы, стилевые течения

Мангеймская школа

Манге́ймская шко́ла, направление в немецкой музыке 18 в., сложившееся в Мангейме и ознаменовавшее переход от стиля к стилю.

Сыграло важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к . К середине 18 в. придворная капелла Мангейма объединила ряд первоклассных музыкантов – композиторов и исполнителей (главным образом скрипачей и виолончелистов, многие чешского происхождения), определивших характерный исполнительский стиль оркестра и в значительной степени создавших для него новый репертуар. В 1750–1757 гг. капеллой руководил , способствовавший творческому самоопределению Мангеймской школы; в 1753–1778 гг. руководителем оркестра был композитор И. Хольцбауэр. Участниками оркестра и одновременно авторами мангеймских симфоний были Ф. К. Рихтер, А. Фильц, , Ф. Бек, Дж. Тоэски, (сын Я. Стамица), И. Френцль, П. Риттер. Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) был непревзойдённым по сыгранности и выразительности исполнения.

Близость эстетике проявилась в усилении главным образом чувствительно-патетического начала в инструментальной музыке. Среди особых «мангеймских манер» – характерные громкостно-динамические контрасты, пристрастие к динамическим нарастаниям (длительные crescendo) и затуханиям (diminuendo). В композиции выделились определённые мелодические обороты («мангеймские вздохи» – задержания), стали применяться сопоставления и одноименного , в инструментовке наметились отход от фактуры , функциональное подразделение оркестровых групп, в составе оркестра закрепился .

В своём творчестве мангеймцы обобщили характерные тенденции, наметившиеся в итальянской скрипичной и , в оркестровой , в (особенно в итальянской), в оперной музыке с её яркими и типическими образами, подготовившими симфонический тематизм («симфонией» ко времени Мангеймской школы чаще всего называли итальянскую оперную увертюру, ещё не вполне отделившуюся от , но исполнявшуюся также и отдельно). У мангеймских авторов превратилась в самостоятельное оркестровое произведение, обычно в четырёх разнотемповых частях (, andante, , ), с характерным для каждой из них ритмико-мелодическим обликом и кристаллизацией тематических контрастов внутри аллегро.

Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительным также за пределами Австрии и Германии; симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже, повлияв на творчество французских композиторов – авторов симфоний (, и др.). Из венских классиков наибольшее влияние Мангеймская школа оказала на молодого .

Ян Стамиц. Концерт для кларнета с оркестром №7 Es-dur. 3-я часть. Оркестр Kammerakademie Potsdam. Запись 2017. Исполняет А. Оттензамер.

Редакция музыки
  • Композиторские школы