Берлинский филармонический оркестр
Берли́нский филармони́ческий орке́стр (Die Berliner Philharmoniker), немецкий симфонический оркестр. Один из ведущих оркестров мира.
Общие сведения
Предшественник Берлинского филармонического оркестра – широко известная в Германии последней трети 19 в. Капелла Б. Бильзе (Bilseschen Kapelle, 1867). В 1882 г. бо́льшая часть музыкантов (54 человека из 70) вышла из капеллы из-за недовольства условиями труда и низкими гонорарами. Стремясь к независимости, они зарегистрировали оркестр как товарищество (кооператив) с правлением из 3 человек. Ныне руководство оркестром осуществляет комитет, состоящий из правления (2 человека), «совета пяти» (Fünferrat); с 1952 г. существует также совет персонала (Personalrat). Все решения (в том числе о выборе главного дирижёра и зачислении в оркестр новых музыкантов) принимаются путём голосования. Из-за подобной демократической организации работы оркестр именуют «оркестровой республикой» (Orchesterrepublik).
В основе репертуара оркестра – циклы классических и романтических симфоний. На протяжении существования коллектива значительное место в программах занимали премьеры произведений ныне живущих композиторов под управлением авторов.
С 1963 г. основная концертная площадка – Берлинская филармония.
Главные дирижёры
Х. фон Бюлов (1887–1892)
А. Никиш (1895–1922)
В. Фуртвенглер (1922–1934; 1952–1954)
Г. фон Караян (1954–1989)
К. Аббадо (1989–2002)
С. Рэттл (2002–2018)
К. Петренко (с 2019)
Другие руководители оркестра: Л. Бреннер (художественный руководитель, 1882–1887), Л. Борхард (временный заместитель В. Фуртвернглера в 1945), С. Челибидаке (временный заместитель Фуртвенглера в 1945–1952).
История
Конец 19 – 1-я половина 20 вв.
Официальной датой основания Берлинского филармонического оркестра считается 1 мая 1882 г. До октября 1882 г. оркестр выступал под названием «Бывшая капелла Бильзе» (Ehemalige Bilsesche Kapelle; Vormalige Bilsesche Kapelle), главным образом в развлекательном заведении «Флора» в Шарлоттенбурге; проходили также гастроли в немецких городах. Первым художественным руководителем был назначен Л. Бреннер (1882–1887). Большую роль в продвижении коллектива сыграл концертный агент Г. Вольф (1845–1902), благодаря которому оркестр обрёл постоянную концертную площадку – Филармонию («Старая филармония», Alte Philharmonie; здание построено в 1876–1877, до 1882 в нём находился каток, перестроено в 1888; разрушено в 1944 в результате бомбардировки британской авиацией) и название «филармонический»; агентство Вольфа сотрудничало с оркестром до 1935 г. В 1882–1933 гг. проходили «Популярные концерты» (Populäre Konzerte; в программе – лёгкая музыка). С 1882 г. оркестр по инициативе Вольфа организовывал абонементные «Филармонические концерты» (Philharmonische Konzerte) для просвещённой публики, в которых дирижировали Ф. Вюльнер, Й. Иоахим (выступал также как солист-скрипач с 1883), К. Клиндворт. Как пианисты и дирижёры с оркестром сотрудничали А. Г. Рубинштейн (1883), И. Брамс (1884). В 1883 г. состоялось сольное выступление К. Шуман. В 1884 г. с оркестром дебютировал Х. фон Бюлов (главный дирижёр в 1887–1892), значительно расширивший репертуар оркестра. В числе приглашённых дирижёров, выступавших с коллективом: П. И. Чайковский (1888), Р. Штраус (неоднократно с 1888), Э. Григ (1889), Ф. Вайнгартнер (1891), Х. Рихтер (1892–1900), Ф. Мотль, Х. Пфицнер (оба – с 1893), З. Вагнер (1893–1929), Г. Малер (1895–1907).
Мировую известность оркестр приобрёл под руководством А. фон Никиша (1895–1922). С 1896 г. регулярно проводятся зарубежные гастроли. 24 мая (5 июня) 1896 г. оркестр под управлением К. Мука выступал перед Николаем II в рамках коронационных торжеств 1896 г. С оркестром выступали солисты: пианисты – Ф. Бузони (с 1899), А. Рубинштейн (с 1900), А. Шнабель (1901–1932), С. В. Рахманинов (1908–1930; дебютировал под управлением С. А. Кусевицкого), В. Кемпф (1916–1979), К. Аррау (1920–1987); скрипачи – Э. Изаи (1899–1913), Ф. Крейслер (1899–1930), Дж. Энеску (с 1902), К. Флеш, Й. Сигети (оба – 1909), Ж. Тибо (1910), Я. Хейфец (1912, 1933); виолончелист П. Касальс (1905–1913); Кусевицкий также выступал с оркестром в качестве контрабасиста (1911). Среди дирижёров, сотрудничавших с оркестром: Бузони (с 1897), П. Масканьи (с 1902), Я. Сибелиус (1902), К. Нильсен (1903), Э. фон Резничек (1905), Э. Хумпердинк (1906), Л. Блех (с 1907), Изаи (с 1908), М. Регер (с 1909), В. Менгельберг (с 1912), Б. Вальтер (1913–1950), Ф. Райнер (с 1916), Дж. Селл (1916–1969), Ф. Буш (с 1918), Ф. Шрекер (1920), О. Клемперер (с 1921), А. К. Глазунов (1922). В 1913 г. состоялась первая запись на грампластинки (отрывки из оперы «Парсифаль» Р. Вагнера; первая полная запись – Симфония № 5 Л. ван Бетховена под управлением Никиша).
Во время Первой мировой войны концертная деятельность оркестра не прекращалась, часть доходов с выступлений жертвовалась на благотворительность. Многие участники оркестра были освобождены от мобилизации в Германскую имперскую армию; в результате гибели или тяжёлых ранений коллектив потерял 4 человек.
В 1922 г. главным дирижёром стал В. Фуртвенглер (до 1934 и в 1952–1954; сотрудничал с 1917). Главной составляющей репертуара в годы его руководства были произведения Бетховена, Брамса, Брукнера. Звучали также сочинения современных композиторов (Б. Барток, А. Шёнберг, П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев). В 1923 г. состоялся «Вечер новинок» (Novitäten-Abend), в программе которого стояли в том числе произведения А. фон Веберна (Пассакалия для оркестра op. 1) и А. Берга (3 пьесы для орекстра op. 6); дирижировали Веберн и А. фон Цемлинский. В сезоне 1923/1924 организован «Малеровский цикл» – серия концертов, в которых были исполнены все симфонии и оркестровые песни Малера. С 1924 г. оркестр выступал на радио. В 1928 г. оркестр провёл премьеру Вариаций для оркестра op. 31 Шёнберга. Во время руководства Фуртвенглера с оркестром начали сотрудничать дирижёры: Э. Ансерме (1922–1968), Э. Клайбер (1924–1948), Х. Кнаппертсбуш (1927–1957), Т. Бичем (1930–1937), Д. Митропулос (с 1930, также как пианист), О. Йохум (1932–1986), Л. Борхард (с 1933), П. Монтё (1933, 1960), О. Респиги (1933), Хиндемит (1934). В качестве солистов с коллективом выступали Стравинский (1924–1964, с 1931 также как дирижёр), Барток (1926), В. С. Горовиц (1926–1929), И. Менухин (1929–1994, также как дирижёр), Н. М. Мильштейн (с 1931), Прокофьев (1932, в том числе в первом исполнении Концерта для фортепиано с оркестром № 5 под управлением Фуртвенглера), М. Лонг (1932, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 М. Равеля под управлением автора). В 1933 г. прошёл концерт с фрагментами из оперетт Э. Кюннеке и П. Линке (под управлением авторов). 12 марта 1934 г. была впервые исполнена симфония «Художник Матис» Хиндемита (дирижёр Фуртвенглер). Из-за запрета постановки оперы Хиндемита «Художник Матис» Фуртвенглер покинул пост главного дирижёра (в 1934–1945 должность была свободна), но выступления с оркестром не прекратил.
К 1933 г. оркестр оказался на грани банкротства и обратился к правительству с просьбой о поддержке. В 1933–1945 гг. финансировался Имперским министерством народного просвещения и пропаганды, находился под покровительством Й. Геббельса, считался «Оркестром Рейха» (Reichsorchester; Aster. 2007. S. 12). Выступления Берлинского филармонического оркестра сопровождали официальные публичные мероприятия (Нюрнбергские съезды, открытие Игр XI Олимпиады, концерт 19 апреля 1942 накануне дня рождения А. Гитлера и др.). Проводились концерты на оккупированных территориях. Коллективу были предоставлены привилегии: высокие зарплаты, заграничные гастроли, возможность пользоваться ценными инструментами, освобождение от военной службы (с 1939; лишь при проведении советскими войсками Берлинской операции 1945 оркестранты встретились с угрозой быть призванными в фольксштурм; см.: Берлинский филармонический оркестр весной 1945 года). Членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) были менее 20 % музыкантов (меньше чем в Венском филармоническом оркестре, где в НСДАП входили более 40 % оркестрантов). Из-за гонений на евреев коллектив в 1934–1935 гг. покинули 4 музыканта (в том числе концертмейстер оркестра Шимон Гольдберг). В связи с господством нацистской идеологии изменился репертуар оркестра, из программ исчезли произведения композиторов еврейского происхождения и современных – Хиндемита, Шёнберга и др.
В сезоне 1937/1938 сделана первая полная запись оперы («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, дирижёр Т. Бичем). В годы нацистской диктатуры с оркестром стали сотрудничать дирижёры К. Бём (1935–1980), Й. Кайльберт (1940–1968), пианисты Г. Анда (1943–1968), А. Бенедетти Микеланджели (1943, 1965), скрипачи Г. Куленкампф (премьера Концерта для скрипки с оркестром Р. Шумана, дирижёр Бём, 1937), В. Шнайдерхан (1939–1987), виолончелист П. Фурнье (1939–1983).
30 января 1944 г. было разрушено здание Филармонии, несмотря на это оркестр продолжил выступать на других площадках города. В апреле 1945 г. (по разным данным, 12 или 16 апреля) в Бетховенском зале Филармонии (не пострадал от бомбёжки) состоялся последний концерт перед капитуляцией Германии.
Первый концерт после подписания акта о безоговорочной капитуляции состоялся уже 26 мая 1945 г. под управлением участника движения Сопротивления Л. Борхарда (в программе Ф. Мендельсон и П. И. Чайковский). В июне 1945 г. Борхард, регулярно сотрудничавший с оркестром с 1933 г., избран руководителем (Фуртвенглер был отстранён от выступлений в 1945–1947 в связи с процедурой денацификации), но уже в августе того же года погиб от случайной пули американского солдата во время поездки в американский сектор Западного Берлина.
С августа 1945 г. оркестром руководил С. Челибидаке (до 1952, в качестве временного заместителя В. Фуртвенглера). В 1947 г. с коллективом дебютировал Г. Шолти (выступал до 1997), в 1948 г. – Ф. Фричай, в 1949 г. – Дж. Барбиролли, в 1953 г. – В. Заваллиш (выступал до 2003). В 1949 г. оркестр получил статус муниципального учреждения и стал главным оркестром Западного Берлина. В 1950 г. с ним впервые выступил Д. Фишер-Дискау, в 1954 г. – Г. Прей.
2-я половина 20 в.
В 1954–1989 гг. главный дирижёр – Г. фон Караян (впервые выступил с оркестром в 1938). Во время его руководства оркестр сделал большое количество аудиозаписей (около 800), репертуар включал произведения композиторов классической и романтической эпох, Равеля, Дебюсси, Стравинского, современных композиторов; в 1962 г. записан первый полный цикл симфоний Бетховена. С оркестром сотрудничали: дирижёры – Ю. Орманди (1955), Л. Стоковский (1957–1961), Р. Кубелик (с 1957), Л. Маазель (1959–2000), П. Булез (с 1961), Х. В. Хенце (с 1961), З. Мета (с 1961), Д. Мийо, Б. Мадерна (оба – 1963), Б. Хайтинк (1964), С. Одзава (с 1966), К. М. Джулини (1967–1992), М. Янсонс (с 1971), Р. Мути, К. Штокхаузен (оба – с 1972), К. Мазур (с 1976); пианисты – Ф. Гульда (1956–1991), Г. Гульд (1957–1958), А. Брендель (1961–2008), В. Клиберн (1963), Д. Баренбойм (с 1964; с 1969 также как дирижёр), Э. Г. Гилельс (1966–1985), М. Аргерих (с 1968), М. Поллини (с 1970), К. Цимерман (с 1976), Е. И. Кисин (с 1988); скрипачи – И. Д. Ойстрах (1959–1985), П. Цукерман (с 1970), Д. Ф. Ойстрах (1970–1974, также как дирижёр), Г. Кремер (с 1976), А.-С. Муттер (с 1977), виолончелисты М. Л. Ростропович (с 1964, также как дирижёр), Йо-Йо Ма (с 1978); певицы – Э. Шварцкопф (1956–1964), К. Людвиг (1960–1986), Г. Яновиц (с 1963), М. Френи (с 1974), певцы – Ф. Вундерлих (1960, 1961, 1966), Л. Паваротти (с 1974).
В 1955 г. состоялись первые гастроли в США. В 1957 г. оркестр дебютировал на Зальцбургском фестивале. В 1959 г. прошло первое в Германии исполнение 10-й симфонии Д. Д. Шостаковича (дирижёр Караян; в 1969 симфония была исполнена на гастролях в Москве), в 1962 г. – «Военного реквиема» Б. Бриттена (дирижёр К. Дейвис). В 1963 г. при содействии Караяна открыто новое здание Филармонии с концертным залом на 2250 мест (с двумя органами фирмы Karl Schuke, 1965, неоднократно перестраивались); с 1987 г. в нём также действует зал камерной музыки на 1136 мест.
В 1967 г. Караян основал Зальцбургский пасхальный фестиваль (Salzburger Osterfestspiele), на котором оркестр сопровождал оперные постановки, в 1973 г. – Зальцбургский фестиваль на Пятидесятницу (Salzburger Pfingstfestspiele; с 1998 – Фестиваль барочной музыки). В 1980-е гг. между коллективом и дирижёром возникали конфликты (связанные в том числе с несогласиями в вопросе приёма новых музыкантов), не прекращавшиеся до отставки Караяна.
В 1989 г. главным дирижёром избран К. Аббадо (занимал пост до 2002; первые выступления в 1966). 12 ноября 1989 г. состоялся концерт в честь падения Берлинской стены (Mauerfall-Konzert) для жителей Восточного Берлина (дирижёр Баренбойм). С 1991 г. Берлинский филармонический оркестр ежегодно проводит «Европейский концерт» (Europakonzert; в разных городах Европы) в день основания коллектива (1 мая). Под руководством Аббадо коллектив участвовал в концертных исполнениях опер «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1993), «Воццек» А. Берга (1996), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1998).
21 в.
В 2002–2018 гг. главный дирижёр – С. Рэттл (дебютировал с оркестром в 1987). Под его руководством в репертуар вошло больше произведений современных композиторов. С 2019 г. главный дирижёр – К. Петренко. В 21 в. с оркестром продолжают сотрудничать ведущие дирижёры и солисты: Г. Дудамель, Ч. Бартоли, Й. Кауфман, Л. Кавакос, Т. Квастхоф, А. С. фон Оттер, Т. Т. Сохиев, Р. Флеминг, Х. Хан и др.
В 2000 г. группа Scorpions совместно с Берлинским филармоническим оркестром выпустила альбом «Moment of glory», в который вошли песни в аранжировке для симфонического оркестра и рок-группы; один из инструментальных треков – обработка песни «Подмосковные вечера» В. П. Соловьёва-Седого. В том же году альбом был представлен на живых выступлениях и записан на видео.
Расширение сферы деятельности в 20–21 вв.
В 2002 г. оркестр сменил статус на фонд публичного права (Stiftung des öffentlichen Rechts; Stiftung Berliner Philharmoniker). Основные спонсоры оркестра – г. Берлин и Немецкий банк (Deutsche Bank). С 1949 г. оркестр поддерживается обществом «Друзья Берлинского филармонического оркестра» (Freunde der Berliner Philharmoniker, занимается закупкой дорогостоящих инструментов, улучшением звуковой аппаратуры и др.).
Для обучения молодых оркестрантов в 1972 г. по инициативе Караяна открыта Оркестровая академия (Orchester-Akademie der Berliner Philharmoniker, с 2017 Академия имени Караяна, Karajan-Akademie).
Музыканты оркестра составляют большое количество камерных коллективов (однородных и смешанных). Известностью пользуется ансамбль «Двенадцать виолончелистов» (Die 12 Cellisten der Berliner Philharmoniker, 1972).
В 2008 г. запущен цифровой концертный зал (Digital concert hall), воспроизводящий по платной подписке концерты Берлинского филармонического оркестра в онлайн-режиме и в записи (с 2014). В 2014 г. основан собственный лейбл звукозаписи (Berliner Philharmoniker Recordings).
Фильмография
Берлинскому филармоническому оркестру посвящён художественный фильм «Филармония» («Philharmoniker»; 1944, режиссёр П. Ферхёвен) и ряд документальных: «История Берлинского филармонического оркестра» («The Berlin Philharmonic Story. Die Geschichte eines großen Orchesters»; 2001, режиссёр Г. Аттельн), «Дело только в ритме!» («Rhythm is it»; 2004, режиссёры Т. Грубе, Э. Санчес Ланш; удостоен нескольких премий, в том числе Echo Klassik Prize, 2006), «Оркестр Рейха. Берлинский филармонический оркестр и национал-социализм» («Das Reichsorchester. Die Berliner Philharmoniker und der Nationalsozialismus»; 2007, режиссёр Санчес Ланш).
Награды
Записи оркестра удостоены многих наград, в том числе Echo Klassik (2003, дважды в 2006, 2012, 2016), «Грэмми» (за 1969, 1978, 1992, 1994, 1997, 1999, 2000, 2006).