Париж. Литературная жизнь
Литерату́рная жизнь Пари́жа. Концентрируется главным образом вокруг государственных и частных институтов, культурных объединений, премий, издательств, книжных магазинов столицы Франции, находит отражение в творчестве французских и иностранных писателей.
Париж в 13–16 вв.
В Средние века важную роль в распространении грамотности и, как следствие, в становлении литературы сыграл Парижский университет, получивший официальный статус в начале 13 в. Усиление королевской власти Капетингов способствовало распространению франсийского диалекта (регион Иль-де-Франс) по всей территории Франции. Первым автором, писавшим на франсийском диалекте (именно он лёг в основу литературного французского языка), считается Рютбёф.
Литературный образ Парижа и парижан начал формироваться в 14–15 вв. Э. Дешан в своих балладах одним из первых описал столицу Франции как город, которому нет равных («Quand j’ai la terre et mer avironnée…», около 1394; в рус. пер. А. В. Парина – «Я видел много, утверждать посмею…»), где царит атмосфера вечного веселья и удовольствий («Adieu m’amour, adieu douces fillettes...», около 1389; в рус. пер. А. В. Парина – «Прощай, любовь, прощайте, молодухи...»). Ф. Вийон, парижанин по рождению, воссоздал язык и нравы городских низов в «Балладах на воровском жаргоне» («Ballades en jargon») и многих стихах, составивших книгу «Завещание» («Testament», 1489). В «Балладе о парижских дамах» («Ballade des femmes de Paris») говорливость называется главным качеством, отличающим парижанок от других женщин:
О принц! Болтливы итальянки,
Но будет всё-таки верней
Сказать: верх взяли парижанки,
Парижских дам язык длинней.
В Париже вышло первое издание сочинений Ф. Вийона (1489), предпринятое книготорговцем Пьером Леве, а также новое, комментированное (1532), которое подготовил К. Маро по поручению короля Франциска I. На его титульном листе эпитет «парижский» фигурирует как часть имени поэта: «Произведения Франсуа Вийона Парижского» («Les Œuvres de François Villon, de Paris»). Ф. Рабле во 2-й книге «Преужасная жизнь великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля…» («La Vie très horrificque du grand Gargantua, père de Pantagruel…», 1534) также называет Вийона «парижским поэтом» (цит. по: Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Москва, 1973. С. 212).
Другое значительное событие в литературной жизни Парижа в эпоху Возрождения связано с коллежем Кокре, одним из первых «островков» гуманизма во Франции, располагавшимся в Латинском квартале на месте дома 11 в тупике Шартьер (impasse Chartière, 5-й округ). В середине 16 в. в нём под руководством Жана Дора (1508–1588) учились Ж. Дю Белле, П. де Ронсар и другие студенты, объединившиеся в поэтический кружок «Плеяда». Согласно мемориальной доске, установленной в 1926 г., в коллеже Кокре Дю Белле сочинил свой известный трактат – «Защита и прославление французского языка» («La Défense et illustration de la langue française», 1549). Среди парижских сочинений участников группы – сонеты Дю Белле («Devaulx, la mer reçoit tous les fleuves du monde…», 1558; в рус. пер. В. В. Левика – «Де-Во, как в океан, воды не прибавляя...») и Ж.-А. де Баифа («Paris, mère du peuple, ô Paris sans pareille», 1555; в рус. пер. А. В. Парина – «Ты всем французам мать, Париж предрагоценный...»), где Париж предстаёт средоточием всевозможных красот и богатств, но также распутства и праздности.
Париж в 17–18 вв.
С 17 в. интеллектуальная жизнь Парижа активно развивалась в стенах Французской академии, где занимались изучением французского языка и словесности, регулированием языковой и литературной нормы, составлением официального лексикона (1-е издание «Французского академического словаря», «Le Dictionnaire de l’Académie françoise», 1694, посвящённое королю Людовику XIV).
В то же время вне государственных институтов активно развивалась и салонная культура, поощрявшая свободомыслие. Начало традиции литературных салонов в Париже положила маркиза К. де Рамбуйе, чью «голубую гостиную» в особняке на улице Сен-Тома-дю-Лувр (rue Saint-Thomas-du-Louvre, 1-й округ) в 1618–1640-х гг. посещали Р. Декарт, П. Корнель, Ф. де Ларошфуко, М.-М. де Лафайет, Ф. де Малерб, мадам де Севинье, П. Скаррон, М. де Скюдери и др. По примеру К. де Рамбуйе в 1653 г. М. де Скюдери учредила собственный салон на улице Бос (rue de Beauce, 3-й округ), где в духе прециозности культивировались галантные манеры и усложнённый язык. Де Рамбуйе и де Скюдери послужили прототипами героинь в комедии «Смешные жеманницы» («Les Précieuses ridicules») Мольера, впервые поставленной 18 ноября 1659 г. в парижском театре «Пти-Бурбон» (до 1660 располагался между Лувром и церковью Сен-Жермен-л’Осеруа, 1-й округ). Мадам де Севинье, с 1677 г. проживавшую в особняке Карнавале (ныне одноимённый музей истории Парижа) на улице Кюльтюр-Сент-Катрин (rue de la Culture Sainte-Catherine, ныне улица Мадам де Севинье, 23 rue de Sévigné, 3-й округ), посещали Ж.-Б. Боссюэ, Н. Буало, Ж. Расин. Особняк её ближайшей подруги М.-М. де Лафайет, которую регулярно навещал Ф. де Ларошфуко, располагался на пересечении улиц Вожирар (rue de Vaugirard) и Феру (rue Férou), напротив Люксембургского сада (6-й округ).
Вместе с салонами во 2-й половине 17 в. получили распространение и кафе, многие из которых становились клубами по интересам, в частности политическими и литературными. В кафе «Режанс» (Café de la Régence, основано в 1681, до 1715 «Кафе-де-ла-плас-дю-Пале-Руаяль», Café de la Place du Palais-Royal) на улице Сент-Оноре (161 rue Saint-Honoré, 1-й округ) собирались любители шахмат, в их числе Наполеон I и А. де Мюссе. В этом же кафе ведут философский диалог герои сатиры «Племянник Рамо» («Le Neveu de Rameau», издан на французском языке в 1823) Д. Дидро.
Кафе «Прокоп» (Procope, основано в 1686) на улице Ансьен-Комеди (13 rue de l’Ancienne Comédie, 6-й округ) вошло в историю как место встреч французских революционеров (Ж. Ж. Дантон, Ж.-П. Марат, М. Робеспьер) и энциклопедистов (Ж. Л. д’Аламбер, Ж.-Ф. Мармонтель, Д. Дидро и др.). Имя Вольтера, одного из завсегдатаев «Прокопа», с 1791 г. носит набережная в 7-м округе; там находится дом (27 quai Voltaire), в котором он окончил свои дни.
Н. М. Карамзин, посетивший столицу Франции в 1790 г., так описывал местные кафе:
Ныне более 600 кофейных домов в Париже (каждый имеет своего Корифея, умника, говоруна), но знаменитых считается 10, из которых пять или шесть в Пале-Рояль: Café de Foi, du Cavot, du Valois, de Chartres. <…> Жан-Жак Руссо прославил один кофейный дом, Le Café de la Régence тем, что всякой день играл там в шашки. Любопытство видеть великого Автора привлекало туда столько зрителей, что Полицеймейстер должен был приставить к дверям караул. И ныне ещё собираются там ревностные Жан-Жакисты, пить кофе в честь Руссовой памяти. Стул, на котором он сиживал, хранится как драгоценность.
Салоны в 18 в. так же, как и кафе, сыграли значительную роль в развитии идей Просвещения. Например, салон К. Г. де Тансен на улице Сент-Оноре (384 rue Saint-Honoré, 1-й округ) посещали П. де Мариво, Ш. Л. Монтескьё, А. Ф. Прево, Б. Фонтенель, Ж.-Ф. Мармонтель. М.-Т. Жоффрен, её преемница, державшая в 1749–1777 гг. известный салон на той же улице (дом 374), финансировала проект «Энциклопедии…» («L’Encyclopédie…», 1751–1772) Д. Дидро и Ж.-Б. д’Аламбера.
В 1708 г. в галерее при «Комеди Франсез» на площади Пале-Руаяль (1-й округ) Андре Кайо (ум. 1751) открыл один из первых книжных магазинов в Париже. Его преемник (с 1753), зять Никола Дюшесн (1710–1765), печатал произведения Н. Ретифа де ла Бретонна, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера. После пожара в театре в марте 1900 г. книжный магазин переехал в дом 155 на улице Сент-Оноре, где с 1921 г. носит фамилию нового владельца – Librairie Delamain («Книжный Деламан»). К этому магазину восходит история издательства Stock (основано в 1885), с начала 20 в. специализирующегося на иностранной литературе.
В 1763 г. в особняке Ламуаньон на улице Паве (24 rue Pavée, 4-й округ) состоялось открытие первой в Париже публичной библиотеки. Ныне в этом здании располагается Историческая библиотека города Парижа.
Во французской литературе 18 в. Париж предстаёт мировой столицей искусств, наук, мод, технологий, а также моделью универсума, где представлены все человеческие типы. С конца 17 в. в художественной прозе получил распространение приём остранения – «чужого», иностранного взгляда на столичные нравы и порядки, развенчивающий миф о Париже как об идеальном городе (романы «Турецкий шпион», «L’Espion turc», Дж. П. Марана, 1684–1686; «Персидские письма», «Lettres persannes», 1721, Ш. Л. Монтескьё; «Письма перуанки», «Lettres d’une péruvienne», 1747, Ф. де Графиньи, и др.). Во многих романах 18 в. столица Франции описана как злачный, преступный, полный соблазнов город, представляющий особую опасность для провинциалов («История кавалера де Гриё и Манон Леско», «Histoire du chevalier des Grieux et de Manon Lescaut», 1731, А. Ф. Прево; «Письма Терезы, или Мемуары молодой провинциалки о её пребывании в Париже», «Lettres de Thérèse, ou Mémoires d’une jeune demoiselle de province, pendant son séjour à Paris», 1739, Ф. Бридара де ла Гарда; «Развращённый крестьянин и крестьянка», «Le Paysan et la Paysanne pervertis»,1787, Н. Ретифа де ла Бретонна и др.).
В 18 в. Париж и его жители нередко оказывались в центре произведений Л.-С. Мерсье (утопии «Год две тысячи четыреста сороковой. Сон, которого, возможно, и не было», «L’An 2440. Rêve s’il ne fut jamais», 1771, и бытописательные очерки «Картина Парижа», «Le Tableau de Paris», 12 томов, 1781–1789), очерков Н. Ретифа де ла Бретонна («Парижские ночи, или Ночной наблюдатель», «Les Nuits de Paris, ou le Spectateur nocturne», 1788–1794), путевых записок, в том числе русских [«Письма из Франции к одному вельможе в Москву» (созданы в 1777–1778, изданы в 1806) Д. И. Фонвизина; «Письма русского путешественника» (1790–1801) Н. М. Карамзина].
Париж в 19 в.
Париж в 19 в. оставался первым с точки зрения литературы городом Европы. В 1810–1830-е гг. широкое распространение получили кабинеты для чтения, отличающиеся как характером и количеством предлагаемых изданий, так и богатством обстановки. В частности, один из самых известных и роскошных кабинетов находился на улице Вивьен (18 rue Vivienne, 2-й округ) при магазине Джованни Антонио Галиньяни (1757–1821), специализировавшемся на англоязычной литературе (открыт в 1801; с 1856 на улице Риволи, 224 rue de Rivoli, 1-й округ). Семья Галиньяни продавала и издавала книги многих крупных английских писателей (Дж. Байрона, У. Вордсворта, У. Теккерея, В. Скотта и др.), а также выпускала газету Galignani’s Messenger.
В 1-й половине 19 в. литературная жизнь в Париже продолжала концентрироваться в салонах, сыгравших важную роль в развитии романтического движения. С 1824 г. Ш. Нодье, хранитель Библиотеки Арсенала, по воскресеньям принимал весь цвет артистического Парижа: О. де Бальзака, А. де Виньи, В. Гюго, Т. Готье, А. Дюма-отца, А. де Ламартина, Ж. де Нерваля, А. де Мюссе. В 1830-е гг. в салоне Ж. Рекамье на Севрской улице (16 rue de Sèvres, 7-й округ) устраивались чтения «Замогильных записок» («Mémoires d’outre-tombe», 1848–1850) Ф.-Р. де Шатобриана. Успехом пользовались салоны Д. де Жирарден, располагавшиеся с 1832 г. на улице Сен-Жорж (11 rue Saint-Georges, 9-й округ), с 1839 г. – на улице Лаффит (41 rue Laffitte, 9-й округ), с 1843 г. – на улице Шайо (80 rue de Chaillot, 16-й округ). Д. де Жирарден прославилась как автор светских и политических хроник («Парижские письма», «Lettres Parisiennes», 1836–1848), выходивших под псевдонимом виконт де Лоне в газете La Presse, принадлежавшей Э. де Жирардену, её мужу. Именно в этом издании он начал печатать романы с продолжением – фельетоны. В 1850-е гг. музой многих художников и литераторов (в их числе Ш. Бодлер и Т. Готье) стала Аполлония Сабатье (1822–1890), державшая салон на улице Фрошо (4 rue Frochot, 9-й округ).
В Париже среди романтиков получили распространение «сенакли» – салоны закрытого типа во главе с творческой личностью. Встречи «сенакля» В. Гюго, одного из первых объединений такого рода, проходили с 1827 г. на квартире писателя на улице Нотр-Дам-де-Шан (11 rue Notre-Dame-des-Champs, 6-й округ) вплоть до премьеры его драмы «Эрнани» («Hernani») 25 февраля 1830 г. В 1832–1848 гг. Гюго жил в доме на Королевской (ныне – Вогезской) площади (6 place des Vosges, 4-й округ), где среди прочих гостей принимал Х. К. Андерсена и Ч. Диккенса. С 1903 г. в этом здании находится Дом-музей Виктора Гюго.
Друзья и почитатели Г. Флобера (в их числе братья де Гонкур, И. Тэн, Э. Фейдо, Т. Готье) собирались по воскресеньям на его квартирах на бульваре дю Тампль (42 boulevard du Temple, 11-й округ; 1856–1869), затем – на улицах Мурильо (4 rue Murillo, 8-й округ; с 1869; здесь зимой 1874–1875 Э. Золя познакомится с Г. де Мопассаном) и Фобур Сент-Оноре (240 rue du Faubourg Saint-Honoré, 8-й округ; с 1875), где 11/12 декабря 1875 г. И. С. Тургенев представил Флоберу Г. Джеймса. В память о Флобере 1 февраля 1885 г. Э. де Гонкур учредил свои «воскресенья» на «чердаке» (grenier) в Отёйе, вошедшем в состав Парижа в 1860 г.
В 1860-е гг. поэты-парнасцы (О. де Вилье де Лиль-Адан, Сюлли-Прюдом, Ж.-М. де Эредиа и др.) встречались по субботам на квартире у Леконта де Лиля на бульваре Инвалидов (8 boulevard des Invalides, 7-й округ). В 1880–1890-е гг. местом встреч французских символистов стала квартира С. Малларме на Римской улице (89 rue de Rome, 17-й округ), где по вторникам он принимал как состоявшихся, так и начинающих литераторов, в частности П. Валери, А. Жарри, А. Жида, П. Клоделя, А. де Ренье.
Неизменным местом встреч людей искусства в 19 в. оставались кафе и рестораны. В 1837–1859 гг. популярностью среди литераторов (в их числе Ш. Бодлер и его друзья Ш. Асселино и Т. де Банвиль) пользовалось кафе «Диван Ле Пелетье» (Divan Le Peletier) на улице Ле Пелетье (3 rue Le Peletier, 9-й округ) близ Оперы Гарнье. В 1850-е гг. вошло в моду кафе «Мом» (Môme) на улице Претр-Сен-Жермен-л’Оксерруа (17 rue des Prêtres-Saint-Germain-l’Auxerrois, 1-й округ), описанное в романе «Сцены из жизни богемы» («Scènes de la vie de bohème», 1851) А. Мюрже. С 1862 г. в ресторане «Маньи» (Magny) на улице Андре Мазе (9 rue André Mazet, 6-й округ) дважды в месяц проходили литературные ужины (в числе гостей Жорж Санд, Э. Ренан, Ш. Сент-Бёв, И. Тэн), хронику которых втайне от всех вели братья де Гонкур («Дневник», «Journal», 1887–1896). 28 февраля 1863 г. в «Маньи» состоялось личное знакомство И. С. Тургенева с Г. Флобером.
С именем И. С. Тургенева в столице Франции, помимо квартиры Г. Флобера, связаны по меньшей мере ещё два адреса: особняк четы Виардо на улице Дуэ (50 bis rue de Douai, 9-й округ), где писатель жил с 1871 г., и вилла «Ясени» (Les Frênes, с 1983 дом-музей) в Буживале, западном пригороде Парижа, которую он сезонно посещал с 1875 г. вплоть до кончины. Там Тургенев дописал роман «Новь» (1877), создал бо́льшую часть цикла стихотворений в прозе «Senilia» (1878–1882), повесть «Песнь торжествующей любви» (1881), посвящённую памяти Флобера.
Во 2-й половине 19 в. новым полюсом артистической жизни Парижа стал Монмартр (с 1860 вошёл в состав города), где селились художники-импрессионисты и литературная богема. Большой популярностью среди писателей пользовались местные кабаре, в частности «Кабаре дез Асасен» (Cabaret des Assassins, основано в 1869; в 1870-е гг. переименовано в «Ле Лапен Ажиль», Le Lapin Agile), которое посещали Г. Аполлинер, М. Жакоб, Ш. Кро, П. Реверди, О. де Вилье де Лиль-Адан и др.; «Ле Ша Нуар» (Le Chat Noir, 1881–1897), давшее название еженедельной литературной газете [Le Chat Noir («Чёрный кот», 1882–1895)], в которой печатались, в частности, П. Верлен, Жан Мореас, Т. де Банвиль, С. Малларме.
Широкая картина жизни Парижа 19 в. с его социальными типами представлена в прозаических циклах «Человеческая комедия» («La Comédie humaine», 1829–1855) О. де Бальзака, «Ругон-Маккары» («Les Rougon-Macquart, 1871–1893) Э. Золя, романах В. Гюго («Собор Парижской Богоматери», «Notre-Dame de Paris», 1831; «Отверженные», «Les Misérables», 1862), Э. Сю («Парижские тайны», «Les Mystères de Paris», 1842–1843), Г. де Мопассана («Милый друг», «Bel-Ami», 1885) и др. Одним из самых «парижских» поэтов 19 в. считается Ш. Бодлер, чуткий к движению городского времени и пространства и их отзвукам в своей душе (поэтическая книга «Цветы зла», «Les Fleurs du Mal», редакции 1857, 1861, 1868; стихотворения в прозе «Парижский сплин», «Le Spleen de Paris», 1869).
Париж в 20 в.
Статус Парижа как мирового литературного центра окончательно утвердился в 20 в. Карту города с его домами и достопримечательностями, связанными с жизнью разноязычных писателей, можно читать как своего рода «палимпсест». Так, в 1921–1925 гг. Э. Хемингуэй жил в том же доме на улице Декарта (39 rue Descartes, 5 округ), где в 1896 г. скончался П. Верлен. Х. Л. Борхес, приезжая в Париж в 1977–1984 гг., останавливался в гостинице на улице Бо-Ар (13 rue des Beaux-Arts, 6-й округ), в которой в 1900 г. умер О. Уайльд. В 1909 г. М. И. Цветаева во время своей первой поездки в Париж поселилась на улице Бонапарта (59/52 bis rue Bonaparte, 6-й округ), на которой в 1945–1962 гг. жил Ж.-П. Сартр (42 rue Bonaparte, 6-й округ). Первое собрание группы УЛИПО в 1960 г. проходило в ресторане «Ле Вре Гаскон» (Le Vrai Gascon) на улице Бак (82 rue du Bac, 7-й округ), где в доме 108 с 1963 г. и вплоть до смерти жил Р. Гари, а А. Мальро написал роман «Удел человеческий» («La Condition humaine», 1933).
В первые десятилетия 20 в. в театрах, кафе, кабаре и студиях Монмартра, а затем Монпарнаса совершались артистические «революции». 20 февраля 1909 г. Ф. Т. Маринетти опубликовал в газете Le Figaro «Манифест футуризма» («Le Manifeste du futurisme») – один из первых документов европейского авангарда. 27 марта 1920 г., спустя четверть века после скандальной постановки «Короля Убю» («Ubu roi») А. Жарри (10 декабря 1896) на сцене «Мезон де л’Эвр» на улице Клиши (55 rue de Clichy, 9-й округ) состоялся театральный дебют дадаистов под руководством Тристана Тцара. В это же время М. Пруст работал над романом «В поисках утраченного времени» («À la recherche du temps perdu», 7 томов, созданы в 1908–1922, изданы в 1913–1927), изолировавшись от шума и светской суеты в своей квартире на бульваре Османа (102 boulevard Haussmann, 8-й округ).
Культурный контекст города с утопическим потенциалом как нельзя лучше отвечал космополитизму авангарда. Одним из главных центров нового искусства стал салон Э. Эттинген на бульваре Распай (229 boulevard Raspail, 14-й округ). С 1913 г. она вместе с кузеном Сержем Фера (1881–1958) спонсировала литературно-художественный журнал Les Soirées de Paris («Парижские вечера», 1912–1914) Г. Аполлинера.
Париж сыграл исключительную роль как в консолидации и последующей интернационализации сюрреализма, так и в формировании его поэтики. Весной 1919 г. в одном из номеров гостиницы «Отель-де-Гран-Ом» на площади Пантеона (17 Place du Panthéon, 5-й округ) А. Бретон и Ф. Супо создали, применив метод автоматического письма, первый сюрреалистический текст – «Магнитные поля» («Les Champs magnétiques», 1920). В Париже разворачивается действие многих сюрреалистических произведений: романа-эссе «Парижский крестьянин» («Le Paysan de Paris», 1926) Л. Арагона, автобиографической повести «Надя» («Nadja», 1928) А. Бретона, романа «Последние ночи Парижа» («Les Dernières nuits de Paris», 1928) Ф. Супо, эссе «Тайна Авраама-иудея» («Le Mystère d’Abraham juif», 1929) Р. Десноса. С 1925 г. на улице Гренель (15 rue de Grenelle, 7-й округ) А. Арто руководил Бюро сюрреалистических исследований. Встречи парижских сюрреалистов проходили, как правило, в «Кафе-де-ла-плас-Бланш» (Le Café de la place Blanche) на площади Бланш в 9-м округе.
В первые десятилетия 20 в. главными осями артистической жизни Парижа стали бульвары Монпарнас и Сен-Жермен. С 1903 г. и вплоть до начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. П. Фор устраивал литературно-поэтические «вторники» в кафе «Ла-Клозри-де-Лила» (La Closerie des Lilas, 171 boulevard du Montparnasse, 14-й округ), объединявшие авторов журнала Vers et prose (А. Сальмон, Г. Аполлинер, Жан Мореас и др.). В 1920-е гг. завсегдатаем кафе «Ла-Клозри-де-Лила» стал Э. Хемингуэй, описавший его в мемуарах «Праздник, который всегда с тобой» («A Moveable Feast», 1964). В 1910-е гг., продолжая традицию «вторников» в «Ла-Клозри-де-Лила», Г. Аполлинер встречался в этот же день недели с друзьями и единомышленниками в «Кафе-де-Флор» (Café de Flore, 172 boulevard Saint-Germain, 6-й округ), где в 1917 г. при его посредничестве состоялось знакомство А. Бретона и Ф. Супо. В 1930-е гг. в этом же кафе регулярно собирались участники группы «Октябрь» («Octobre») во главе с Ж. Превером, а во время Второй мировой войны 1939–1945 гг., вслед за Ж.-П. Сартром и С. де Бовуар, – экзистенциалисты.
Кафе «Ле-дё-маго» (Les Deux Magots, 6 Place Saint-Germain-des-Prés, 6-й округ), конкурент «Кафе-де-Флор», примечательно тем, что в 1933 г. его завсегдатаи учредили одноимённую литературную премию. Члены жюри Гонкуровской премии с 1914 г. традиционно собираются в ресторане «Друан» (Drouant) на площади Гайон (16-18 place Gaillon, 2-й округ). В этом же ресторане с 1926 г. вручается премия Теофраста Ренодо.
После Второй мировой войны литературная жизнь Парижа концентрировалась в квартале Сен-Жермен-де-Пре, репутацию которого составили крупные издательства (Gallimard, Le Seuil, Fayard, Grasset) и книжные магазины (La Hune, L’Écume des Pages и др.). В этом же районе в 1940–1960-е гг. на квартире М. Дюрас собирались представители «Группы улицы Сен-Бенуа» (в их числе Ж. Батай и М. Бланшо). В 1940-х гг. звездой квартала и его джазовых клубов стал Б. Виан, написавший «Учебник по Сен-Жермен-де-Пре» («Manuel de Saint-Germain-des-Prés», создан в 1950, издан в 1974), который сочетает в себе элементы путеводителя, энциклопедии, словаря мест и лиц парижской богемы 1-й половины 20 в.
Париж занимает важное место в творчестве Ж. Перека, стремящегося, в духе экспериментальной поэтики группы УЛИПО, «каталогизировать» городскую реальность (эссе «Попытка исчерпания одного парижского места», «Tentative d’épuisement d’un lieu parisien», 1975; роман «Жизнь, способ употребления», «La Vie mode d’emploi», 1978). Р. Кено, один из основателей УЛИПО, в 1936–1938 гг. вёл авторскую колонку «Знаете ли вы Париж?» («Connaissez-vous Paris?») в газете L’Intransigeant, материалы которой он использовал, в частности, при написании романа «Зази в метро» («Zazie dans le métro», 1959).
Иностранный Париж
Особая привлекательность столицы Франции для иностранных писателей объясняется творческой свободой как в духовном, так и в издательском плане. С 1831 г. и вплоть до смерти в Париже проживал Г. Гейне, в память о котором на доме 72 на улице Фобур-Пуасоньер (rue du Faubourg-Poissonnière, 10-й округ) установлена мемориальная доска. С 1876 г. в Париж периодически приезжал А. Стриндберг, именем которого названа примыкающая к собору Сен-Сюльпис площадь в 6-м округе (place August Strindberg). На доме 62 на улице Аса (rue d’Assas), где в 1896 г. Стриндберг работал над автобиографическим романом «Inferno» (1898), также установлена мемориальная доска.
В парижские периоды творчества (1902–1914) Р. М. Рильке создал роман «Записки Мальте Лауридса Бригге» («Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge», 1910), поэтические сборники «Новые стихотворения» («Neue Gedichte», 1907), «Сады» («Vergers», 1926), монографию «Огюст Роден» («Auguste Rodin», 1907). Под впечатлением от «Записок Мальте Лауридса Бригге» в 1948 г. в Париж переехал П. Целан; 20 апреля 1970 г. он покончил с собой, бросившись в Сену с моста Мирабо (15-й и 16-й округа), воспетом Г. Аполлинером в одноимённом стихотворении («Le Pont Mirabeau», 1912). Творческие биографии Э. Ионеско и Э. Чорана также сложились в Париже.
В 1903 г. начался парижский этап жизни Г. Стайн, чья квартира на улице Флёрю (27 rue de Fleurus, 6-й округ) оставалась одним из центров англо-американского модернизма в первые десятилетия 20 в.
В 1919 г. на улице Дюпюитрена (8 rue Dupuytren, 6-й округ) состоялось открытие магазина-библиотеки Shakespeare and Company («Шекспир и компания») С. Бич, в круг которой в дальнейшем входили Дж. Джойс, Г. Миллер, Э. Паунд, Ф. С. Фицджералд, Т. С. Элиот, Э. Хемингуэй. В 1921 г. магазин переехал на соседнюю улицу Одеон (12 rue de l’Odéon), где активно развивался вплоть до немецкой оккупации Парижа (1940) и закрылся в 1941 г. Благодаря Бич впервые книгой вышел роман «Улисс» («Ulysses», 1922) Дж. Джойса, жившего в Париже в 1920–1939 гг., на которые приходится работа над книгой «Поминки по Финнегану» («Finnegans Wake», 1939). Бич также помогла найти издателя Джека Кахейна (1887–1939), основателя The Obelisk Press, для романов «Тропик рака» («Tropic of Cancer», 1934) и «Тропик Козерога» («Tropic of Capricorn», 1939) Г. Миллера. В 1951 г. американец Дж. Уитмен вновь открыл магазин «Шекспир и компания» на улице Бюшри (37 rue de la Bûcherie, 5-й округ), напротив собора Парижской Богоматери.
Париж сыграл решающую роль в становлении современной латиноамериканской литературы. Со времён Р. Дарио, основателя испаноамериканского модернизма, столица Франции – общее место в биографии многих писателей Нового Света: М. Варгаса Льосы, С. Вальехо, Г. Гарсиа Маркеса, Р. Гуиральдеса, Х. Кортасара, О. Паса и др. На фасаде гостиницы «Отель-де-Труа-Коллеж» (16 rue Cujas, 5-й округ; в прошлом – «Отель-де-Фландр»), где в 1956–1957 гг. жил Гарсиа Маркес, установлена мемориальная доска.
В Париже написаны такие знаковые произведения, как эссе «Лабиринт одиночества» («El Laberinto de la soledad», 1950) О. Паса, повесть «Полковнику никто не пишет» («El Coronel no tiene quien le escriba», 1961) Г. Гарсиа Маркеса, роман «Игра в классики» («Rayuela», 1963) Х. Кортасара.
Значительную лепту в создание «парижского текста» внесли русские литераторы. В поколении символистов выделяется М. А. Волошин, чей парижский опыт (1899–1916) нашёл выражение как в стихах (цикл «Пламена Парижа», 1915, и др.), так и в прозе (цикл эссе «Лики Парижа», 1914). Писатели первой волны эмиграции (1914–1940) жили преимущественно в 16-м округе (район Пасси, Passy): Е. И. Замятин – на улице Раффе (14 rue Raffet), И. А. Бунин – на улице Жака Оффенбаха (1 rue Jacques Offenbach), Г. В. Иванов с И. В. Одоевцевой – на улице Бенджамина Франклина (13 rue Benjamin Franklin), Н. Н. Евреинов и А. М. Ремизов – на улице Буало (7 rue Boileau). В этом же округе, на авеню Колонель-Бонне (11 bis avenue du Colonel Bonnet), З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский по воскресеньям устраивали в своей квартире вечера, с которых начиналась история литературного-философского общества «Зелёная лампа».
Другой – преимущественно авангардный – полюс русского Парижа тяготел к Монпарнасу и Латинскому кварталу. Например, участники «Палаты поэтов» (1921–1922) и «Гатарапака» (1921–1922) встречались по вечерам в кафе «Хамелеон» (Caméléon, 146 boulevard du Montparnasse, 14-й округ). В кафе «Ла-Боле» (La Bolée) на улице л’Ирондель (25 rue de l’Hirondelle, 6-й округ), возникшего на месте таверны, где, согласно легенде, бывал Ф. Вийон, собирались литераторы разных школ и направлений, объединившиеся вокруг «Цеха поэтов» (1923–1926). Группа «Через» (1923–1924), идея создания которой возникла на банкете, устроенном по случаю приезда в Париж В. В. Маяковского (24 ноября 1922), проводила собрания в кафе «Пор-Руаяль» (Café de Port Royal) на проспекте Обсерватории (22 avenue de l’Observatoire, 14-й округ). Популярностью также пользовалось кафе «Ротонда» (La Rotonde, 105 boulevard du Montparnasse, 6-й округ), упоминаемое в стихотворении «Верлен и Сезан» из цикла «Париж» (1924–1925) Маяковского.
Вплоть до 1937 г. архивы многих русских писателей-эмигрантов хранились в Тургеневской библиотеке в Париже (ныне Русская общественная библиотека имени И. С. Тургенева на улице Валенс, 11 rue de Valence, 5-й округ), в создании которой (1875) участвовал сам И. С. Тургенев, поддержав инициативу Г. А. Лопатина. В 1913–1937 гг. библиотека располагалась на улице Валь-де-Грас (9 rue du Val-de-Grâce, 5-й округ).
Важную роль в жизни русской диаспоры в Париже сыграло издательство русской книги YMCA-Press [основано в 1921 в Праге; с 1925 в Париже, на бульваре Монпарнас, ныне на улице Монтань Сент-Женевьев (11 rue de la Montagne Sainte-Geneviève, 5-й округ) под вывеской Les Éditeurs Réunis], где выходили, в частности, романы «Мастер и Маргарита» (1967) М. А. Булгакова и «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына.
Русские литераторы в 20 в. селились не только в Париже, но и в пригородах. Так, Н. А. Бердяев в 1924–1948 гг. жил в Кламаре. М. И. Цветаева, переезжавшая с квартиры на квартиру, на пять лет задержалась в Мёдоне (1927–1932), где написала стихотворение «Новогоднее» (1927), посвящённое памяти Р. М. Рильке.
Многие российские и советские литераторы похоронены на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (департамент Эсон, регион Иль-де-Франс), в их числе И. А. Бунин, А. А. Галич, Г. И. Газданов, Б. К. Зайцев, В. П. Некрасов, Тэффи, И. С. Шмёлев, З. Н. Гиппиус, Г. В. Иванов, Д. С. Мережковский.