Виньи Альфред де
Виньи́ Альфре́д де, Альфред Виктор де Виньи (Alfred Victor de Vigny) (27.3.1797, Лош, провинция Турень – 17.9.1863, Париж), французский писатель, драматург; граф.
Из старинного аристократического рода. Отец – Леон-Пьер де Виньи (1737–1816), ветеран Семилетней войны 1756–1763 гг., кавалер ордена Святого Людовика. Мать – Мари-Жанна-Амели де Бароден (1757–1837) – дочь адмирала, кузина Л.-А. де Бугенвиля.
В 1799 г. семья переехала в Париж. С 1807 г. де Виньи учился в частном пансионе, с 1811 г. – в лицее Бонапарта (ныне лицей Кондорсе). В 1814 г. вступил в 1-й полк Королевской конной гвардии. 20 марта 1815 г. по возвращении из изгнания Наполеона I сопровождал бежавшего в Бельгию Людовика XVIII. В 1816 г. перевёлся в Королевскую пехотную гвардию, получил звание младшего лейтенанта. С 1823 г. капитан пехоты. В 1827 г. ушёл в отставку по состоянию здоровья.
С юности увлекался поэзией. В 1820-х гг. сблизился с В. Гюго (1820) и другими романтиками (А. и Э. Дешаны, Ш. Сент-Бёв, А. Дюма-отец, Л. Буланже и др.); посещал легитимистские салоны и литературные кружки (в их числе «сенакли» Ш. Нодье и В. Гюго).
Дебютировал стихотворением «Бал» («Le Bal», создано в 1818), опубликованном в 1820 г. в журнале Le Conservateur littéraire (издавался А., Э. и В. Гюго). Там же издал статью «О полном собрании сочинений Лорда Байрона» («Sur les œuvres complètes de Lord Byron», 1820). В 1824 г. почтил память Дж. Г. Байрона стихотворением «На смерть Байрона» («Sur la mort de Byron») с подзаголовком «фрагмент поэмы» (не окончена), напечатанным в журнале La Muse française.
Первые книги де Виньи – поэтические сборники «Стихотворения» («Poèmes», 1822) и «Стихотворения на древние и новые сюжеты» («Poèmes antiques et modernes», 1826; исправленное издание 1837) – во многом философичны и вопреки классицистической традиции посвящены не только прошлым, дохристианским временам, но и современности. Нередко в них звучит мысль о трагическом одиночестве выдающегося человека [поэмы «Моисей» («Moise», 1826), «Элоа» («Eloa», 1826, издана книгой в 1824) и др.].
Большим успехом пользовался роман «Сен-Мар, или Заговор времён Людовика ХIII» («Cinq-Mars, ou une conspiration sous Louis ХIII», 1826; русский перевод 1829–1830). В основе сюжета – жизнь Анри Куаффье де Рюзе, маркиза де Сен-Мара (1620–1642), казнённого на эшафоте в результате неудавшегося заговора против А. Ж. дю Плесси, герцога де Ришельё, кардинала и министра Людовика ХIII. Заглавный герой обвиняет Ришельё в лицемерии, считая, что им движет не забота о государстве, а жажда власти, однако сам поступает так же. Подлинная цель Сен-Мара – не восстановить справедливость и не защитить короля, а добиться более высокого положения при дворе, чтобы затем жениться на Марии Гонзага, герцогине Мантуанской. «Сен-Мар…» считается первым французским историческим романом в духе В. Скотта (в 1826 де Виньи встретился с ним в Париже и подарил подписанный экземпляр). Второе издание романа (1827) предваряется авторской статьёй «Размышления о правде в искусстве» («Réflexions sur la vérité dans l’art»), ставшей одним из ранних манифестов французского романтизма. Здесь развивается идея о «мысленной», художественной правде исторической прозы, которая достигается за счёт кропотливого изучения эпохи и подробного описания событий и персонажей, делающих выразительным центральный вымышленный образ. Так художественная правда оказывается выше реального факта, а роман – правдоподобнее хроники (Виньи А. де. Размышления о правде в искусстве // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Москва, 1980. С. 420).
Во 2-й половине 1820-х гг. де Виньи обратился к драматургии У. Шекспира и перевёл его пьесы «Ромео и Джульетта» (в соавторстве с Э. Дешаном, 1827), «Венецианский купец» (у него – «Шейлок, венецианский купец», «Shylock, le marchand de Venise», 1828) и «Отелло» (у него – «Венецианский мавр, Отелло», «Le More de Venise, Othello», 1829), в которых стремился воспроизвести язык автора, не знавшего правил «высокого стиля» классицизма (показательно, что в «Венецианском мавре…» носовой платок, предмет «низкого стиля», упоминается чаще, чем в оригинале). После постановки трагедии «Отелло» в «Комеди Франсез» написал статью «Письмо Лорду*** по поводу премьеры, состоявшейся 24 октября 1829 года, и о драматической системе» («Lettre à Lord*** sur la soirée du 24 octobre 1829 et sur un système dramatique», 1829), где обоснованы принципы новой, романтической драмы – сценическое правдоподобие и свобода авторской воли. По мнению де Виньи, современный автор, пишущий трагедию, должен ориентироваться не на теорию трёх единств и другие классицистические правила, а на «естественную красоту», очищенную от искусственных ухищрений; он изобразит человека, «но не как вид, а как личность (единственное средство заинтересовать человечество); он предоставит своим созданиям возможность жить их собственной жизнью и лишь посеет в их сердцах те семена страстей, из которых вырастают большие события» (Виньи А. де. Письмо Лорду*** // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Москва, 1980. С. 427).
Принципы романтической драматургии де Виньи нашли отражение в его пьесах. В исторической драме «Супруга маршала д'Анкра» («La Maréchale d'Ancre», поставлена в 1831 в театре «Одеон»; русский перевод 1987), написанной на материале французской истории 17 в. [неудавшийся заговор 1617, в результате которого Кончино Кончини, барона де Люссиньи, маршала д'Анкра (1569–1617), застрелили, а его жену, Леонору Дори (1568–1617), сожгли на костре как ведьму], выражена «идея отмены смертной казни в политической сфере» (Виньи. 2004. С. 38). В исторической драме «Чаттертон» («Chatterton», поставлена в 1835 в «Комеди Франсез»; русский перевод 1836) осмыслены обстоятельства, предшествующие самоубийству Т. Чаттертона. В одноактной комедии «Отделалась испугом» («Quitte pour la peur», поставлена в Парижской опере в 1833), близкой к жанру драматической пословицы, поднята тема супружеской неверности.
С 1831 г. де Виньи сотрудничал с журналом Revue des Deux Mondes, где печатались отдельные главы его романа «Альме» («Alméh», 1831, не окончен) о египетской экспедиции Наполеона Бонапарта, поэмы «Смерть волка» («La Mort du loup», 1843), «Гора олив» («Le Mont des oliviers», 1843), «Хижина пастуха» («La Maison du berger», 1844), «Бутылка в море» («La Bouteille à la mer», 1854), критические статьи и другие сочинения.
В 1832 г. опубликовал роман «Стелло, или Синие дьяволы» («Stello, ou les diables bleus»; русский перевод 1835), построенный в форме диалога между восторженным поэтом Стелло и Чёрным доктором, который, пытаясь «исцелить» его от иллюзорной надежды на счастливую жизнь служителя муз, рассказывает о трагических судьбах Н. Жильбера, Т. Чаттертона и А. Шенье. Идею обречённости человека на лишения и отчуждение от общества, ценящего лишь материальное, де Виньи продолжил в цикле повестей «Неволя и величие солдата» («Servitude et Grandeur militaires», 1835; русский перевод 1968). Здесь страдальцем предстаёт воин, вынужденный повиноваться приказу и дисциплине, а в период гражданских смут брать на себя роль палача. В этом его «неволя» и в то же время «величие», т. к. служение Отечеству предполагает верность воинской чести и присяге, отвагу и мужественное самоотречение.
В середине 1830-х гг. вокруг де Виньи сложилась группа единомышленников, видевших в нём творческого наставника. Его гостиную, ставшую одним из центров культурной жизни Парижа, посещали прозаики О. де Бальзак, Р. де Бовуар, Ш. Сент-Бёв, поэты О. Барбье, Ш. Бодлер, О. Бризе, Г. Гейне, А. и Э. Дешаны, А. де Мюссе, Ж. де Рессегье, А. Суме, Э. Тюркети, музыканты Г. Берлиоз, Ф. Лист, художники А. и Э. Девериа, политик Ш. де Монталамбер и др.
В 1830-х – начале 1840-х гг. де Виньи активно интересовался вопросами политики и новыми социальными идеями (в частности, сен-симонизмом); определяя свою позицию как «скептический» (Виньи. 2004. С. 55) и «вооружённый нейтралитет» (Vigny A. de. Œuvres complètes. [Vol. 4]. Stello. Paris, 1925. P. 266), он не принимал непосредственного участия в крупных исторических событиях (Июльская революция 1830, революция 1848 во Франции, государственный переворот 1851). Во время революции 1830 г. де Виньи приветствовал «короля-гражданина» Луи-Филиппа, который в дальнейшем пытался сделать его придворным поэтом. Был в курсе политических «манёвров» оппозиции, встречался с государственными деятелями и членами королевской семьи. Дважды (в 1848 и 1849) выставлял свою кандидатуру в Национальное собрание, но депутатом не стал. После государственного переворота 1851 г. принял режим империи Наполеона III, однако отказался написать оду по случаю рождения наследника Луи-Наполеона (1856).
В последние годы жизни де Виньи работал над циклом поэм «Судьбы» («Les Destinées», 1864; издан его другом и душеприказчиком Л. Ратисбоном), объединённых мотивом духовного становления. Произведение отличается продуманной, стройной композицией, которую автор искал до конца дней. В первой, одноимённой поэме (1849) судьбы описаны как властвующие над человеком силы – неумолимый рок в эпоху Античности и высший духовный закон в новое, христианское время. Представление о жестоком и равнодушном Боге («Гора олив», 1843) вынуждает героев самостоятельно искать свой путь – через самопознание, постижение природы и общих закономерностей бытия («Хижина пастуха», 1844), цивилизации («Дикарка», «La Sauvage», 1843), истории («Ванда, русская история», «Wanda, histoire russe», 1847; русский перевод 1913) и современного общества («Прорицатели», «Les Oracles», 1862), через осознание своего места в социуме («Флейта», «La Flûte», 1842) и в контакте с другими людьми («Гнев Самсона», «La Colère de Samson», 1839). В итоге моральным ориентиром становятся стоицизм и «религия чести» («Смерть волка», 1843), поэзия и научное познание мира («Бутылка в море», 1854; «Чистый дух», «L’Esprit pur», 1863). В поэме «Ванда, русская история» де Виньи выразил своё сочувственное отношение к декабристам. Прообразом главной героини (Ванды) стала Екатерина Ивановна Трубецкая (1800–1854), последовавшая за мужем, С. П. Трубецким, в ссылку в Сибирь. В 1857 г. автор расширил произведение двумя стихотворными письмами Ванды. История создания и смысл поэмы во многом отражены в переписке де Виньи с Александрой Ивановной Коссаковской (1811–1886), сестрой Е. И. Трубецкой (издана на русском языке в 1977). Их переписка представляет интерес не только как «русская» страница жизни писателя, но и как образец духовного эпистолярного общения людей 19 в.
В 1867 г. Л. Ратисбон на основе записок де Виньи издал «Дневник поэта» («Journal d’un poète»; русский перевод 2004), представляющий собой летопись духовной жизни писателя, его интеллектуальных и творческих поисков.
Среди других сочинений – роман «Дафна» («Daphné», создан в 1837, издан в 1912) о Юлиане Отступнике, критические очерки «Парижские письма» («Lettres parisiennes», 1831). В 1837–1839 гг. в 7 томах вышло первое собрание сочинений де Виньи.
В историю французской литературы де Виньи вошёл как один из выдающихся писателей-романтиков, создатель персонажей, отличающихся незаурядными характерами и трагическими судьбами (Сен-Мар из одноимённого романа, поэты из романа «Стелло, или Синие дьяволы», герои цикла повестей «Неволя и величие солдата» и др.).
Автор рисунков: «Венсенский замок» (перо, карандаш; 1818), «Акведук в Марли» (карандаш; год неизвестен), «Вид на Пиренеи из замка По» (карандаш и сепия; 1824), «Портрет офицера» (карандаш; год неизвестен; все – частные собрания) и др.
Награждён Большим крестом ордена Почётного легиона (1833) за литературное творчество и службу в Национальной гвардии (1830–1832).
Член Французской академии (1845), офицер ордена Почётного легиона (1856).