Арто Антонен
Арто́ Антоне́н (Antonin Artaud; настоящее имя Антуан-Мари-Жозеф, Antoine Marie-Joseph) (4.9.1896, Марсель – 4.3.1948, Иври-сюр-Сен), французский актёр, режиссёр, теоретик театра, поэт, художник.
Как актёр в 1922 г. работал у Ш. Дюллена (Ансельм – «Скупой» Мольера, Дон Басилио – «Жизнь есть сон» П. Кальдерона, и др.), в 1923 г. у Ж. Питоева (клоун Джексон – «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева, и др.). В 1924–1926 гг. примыкал к сюрреалистам, возглавил Сюрреалистическое Бюро Исследований, где разрабатывал теорию этого направления. Вместе с Р. Витраком и Р. Ароном в 1926 г. создал «Театр Альфреда Жарри» (закрыт в 1930). В 1932 г. опубликовал манифест «театра жестокости». В 1936–1937 гг. путешествовал по Мексике и Ирландии. С 1937 г. до конца жизни – в психиатрической клинике [этот трагический опыт частично отображён в «Родезских письмах» («Lettres de Rodez», 1943–1946)]. Арто – один из крупнейших теоретиков театра 20 в., оказавший влияние на развитие театрального искусства Европы (особенно театра абсурда) после Второй мировой войны. По Арто, театр призван изменить мировосприятие зрителя путём сильного эмоционального воздействия; он должен не повторять повседневную реальность, но создавать свою собственную, обращая зрителя к метафизическим глубинам жизни в её изначальной жестокости и для этого уподобляясь магическому действу. Отвергая зависимость театра от сюжета и связного текста, Арто стремился создать новый сценический язык, в котором преобладают невербальные элементы (интонация, жест, позы, движения, свет), наделённые одновременно и символической значимостью, и силой непосредственного воздействия на чувства. Слова должны обрести силу заклинания, предметы и тела актёров – возвыситься до символов, сцена и зал – слиться в единое пространство, восстанавливающее прямое общение между зрителем и актёром (предлагал поместить зрителя на вращающиеся кресла в самый центр происходящего). Акт жестокости – это подлинная жизнь, не обозначаемая, а непосредственно творимая актёром на глазах у зрителя. В 1935 г. в театре «Фоли-Ваграм» поставил пьесу «Ченчи» (по П. Б. Шелли и Стендалю).
Снимался в кино («Страсти Жанны Д’Арк» К. Т. Дрейера и «Наполеон» А. Ганса, оба 1927, и др.), автор сценария фильма «Раковина и священник» (1928).
Поэтическое творчество Арто [сборники «Небесный трик-трак» («Tric-trac du ciel», 1923), «Пуповина лимба» («L’Ombilic des limbes», 1925)] отмечено эзотеризмом, мессианизмом, нигилистическим отношением к рациональному познанию и к базовым ценностям западной цивилизации; оно носит алогичный характер, насыщено глоссолалиями, макаронизмами, нарушает ритмические схемы. Арто – автор псевдоисторического романа «Гелиогабал, или Коронованный анархист» («Héliogabale ou l’anarchiste couronné», 1934) и книги «Новые размышления о Бытии» («Nouvelles révélations de l’être», 1937), куда вошли пророчества, созданные с использованием карт таро.