Собор Парижской Богоматери
Собо́р Пари́жской Богома́тери, собор Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris), кафедральный храм Парижа. Расположен на о. Сите в центре города. Построен по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли (годы епископата – 1160–1196) к востоку от фрагментов разрушенного галло-римского храма Юпитера и сменявших друг друга христианских базилик во имя святого Стефана и Богоматери (4, 7, 9 и 11 вв.). На месте нынешнего хора располагалась часовня епископского дворца.
Собор представляет собой уникальную по гармонии архитектурных пропорций готическую 5-нефную базилику (1163–1267, завершена около 1344; длина 130 м, ширина 48 м) с коротким трансептом (завершён в 1200-х гг.), хором (1163 – около 1177, освящён в 1182) с двойным обходом и венцом капелл (1296–1330). Главный неф с эмпорами и 6-частным сводом на нервюрах построен в 1180-х – около 1200 гг. (высота 32,5 м). Западный фасад имеет три портала (1-я четверть 13 в.), готическую розу (около 1225; около 10 м в диаметре; со скульптурами Богоматери с Иисусом Христом и двух ангелов), открытую галерею и две фланкирующие башни высотой 69 м (заложены около 1200, южная завершена около 1240, северная – в 1250).
В 1220-х гг. началось усовершенствование собора: вместо двухпролётных контрфорсов соорудили однопролётные; между ними построены капеллы (на северной стороне нефа – между 1235 и 1245; другие – 2-й половины 13 – начала 14 вв.); добавлены аркбутаны нефа. В середине 13 в. перестроены крылья трансепта (северный фасад с окном-розой, около 1250 – 1257, мастер Жан де Шель; южный фасад, около 1258 – 1267, мастера Жан де Шель, Пьер де Монтрёй), над средокрестием возведён шпиль (демонтирован в 1792). В 1318–1344 гг. расширены окна хора и добавлены аркбутаны с пролётом 15 м (мастер Жан Рави).
Фасады украшены скульптурой 12–13 вв. (частично реконструирована в 19 в.). На западном фасаде – центральный портал со «Страшным судом» (1210-е – 1220-е гг.; фигуры в тимпане Христа Судии и одного из ангелов – около 1240; статуи Христа между дверями и 12 апостолов – середина 19 в.), правый, т. н. портал Святой Анны со сценами из жизни Богоматери, святых Иоакима и Анны и изображением Богородицы с Младенцем в тимпане (1150-е – 1160-е гг., перенесены на современное место в 1-й трети 13 в.), левый, т. н. портал Богоматери со сценами «Успения» и «Коронования Марии» в тимпане (начало 13 в.).
На портале северного трансепта изображены сцены из жизни Христа, из легенды о святом Теофиле; в трюмо – статуя Богоматери (всё 1240-е гг.). На северном, т. н. Красном портале – сцены «Коронование Марии» в тимпане и из жизни святого Марселя в архивольте (около 1270). На южном портале трансепта – сцены из жития святого Стефана, шесть статуй апостолов и скульптурные медальоны (конец 1250-х гг.).
В интерьере – витражи (в розе западного фасада – 1220-е гг.; в розе северного трансепта – 1250-е гг.; южного трансепта – около 1180 – 1260-х гг.), каменная ограда обхода хора (1296) со скульптурными рельефами со сценами из Нового Завета от Благовещения до Вознесения Господня (скульптор Жан Рави, завершены в 1351 его племянником Жаном Лебутеем), статуя Богоматери (14 в.). В крипте – гробницы епископов и архиепископов. В конце 12 – 1-й половине 13 вв. особой пышности достигло музыкальное оформление богослужения (практика школы Нотр-Дам).
В 1302 г. в соборе собрались французские Генеральные штаты; в нём короновался как король Франции английский король Генрих VI (1431), также состоялось бракосочетание короля Наварры Генриха (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа (1572) и др.
Интерьер и фасад реконструированы в 17–18 вв. (в 1699–1723 частично перестроены трансепт и хор, архитектор Р. де Кот). В 17 в. созданы деревянные резные сиденья хора; в начале 18 в. – статуи Людовика XIII (1715, скульптор Г. Кусту Старший) и Людовика XIV (1715, скульптор А. Куазевокс), скульптура «Пьета» (1712–1725, скульптор Н. Кусту). В 1733 г. установлен орган, один из крупнейших во Франции (111 регистров, около 8 тыс. труб; полностью перестроен в 1864–1868, мастер А. Кавайе-Коль). Во время Французской революции 18 в. в 1793 г. собор превращён в Храм Разума, по распоряжению М. Робеспьера разрушены скульптуры Галереи царей (в ходе археологических раскопок в 1977 обнаружена 21 голова; ныне – в Музее Клюни). В 1795 г. возобновились богослужения в капеллах. Вновь освящён в 1802 г. В 1804 г. в соборе короновались император Наполеон I с супругой Жозефиной.
Собор реставрировался в 1844–1864 гг. (архитекторы Ж.-Б.-А. Лассю, Э. Виолле-ле-Дюк); сооружены 96-метровый дубовый шпиль с бронзовыми статуями евангелистов и апостолов (скульптор А. В. Жоффруа-Дешом), изменены окна эмпор, восстановлена галерея царей Иудеи (28 статуй), завершено скульптурное оформление южного фасада трансепта, восстановлены витражи окон-роз, верхняя часть собора в дополнение к гаргульям украшена скульптурами химер. Снесены постройки перед собором и создана площадь. Установлены 13 колоколов (самый крупный – Эммануэль – массой около 12,8 т; в 2012 отлиты девять новых колоколов).
В примыкающей к южному фасаду неоготической сакристии собора (середина 19 в.) расположена сокровищница, в которой хранились христианские святыни – Терновый венец Иисуса Христа (куплен в Константинополе в начале 13 в., перенесён в 1239 из Венеции в Сент-Шапель в Париже, в 1806 перенесён в собор Парижской Богоматери; реликварий – 1862, по проекту Э. Виолле-ле-Дюка), частицы Креста Господня и Гвоздь Господень (реликварий – т. н. Палатинский крест, 1828, ювелир Ж. П. Фамешон), туника Людовика IX Святого и др. В сокровищнице до 2019 г. также были представлены скульптуры Ф. Жирардона, Ж.-Б. Карпо; коллекция из 268 камей с изображением римских пап.
Собор изображён на миниатюре «Десница Господа защищает благочестивых от демонов» из «Часослова Этьена Шевалье» (1450-е гг., живописец Ж. Фуке, лист в Метрополитен-музее), на картинах начиная с 17 в. Он описан во многих памятниках западноевропейской прозы и поэзии (роман «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, 1831), изображён в театральных постановках и кинофильмах. В числе других парижских памятников на берегах Сены собор в 1991 г. включён в список Всемирного наследия.
Собор сильно пострадал от пожара 15–16 апреля 2019 г. Обрушились свинцовая кровля и стропила (конец 12 – начало 13 вв., реставрированы в 19 в.), шпиль и часы (19 в.), в нескольких местах пробиты своды центрального нефа. Реликвии перенесены в мэрию Парижа, затем в Лувр. В сентябре 2021 г. завершены работы по укреплению конструкций. В 2022 г. начата реконструкция собора с максимальным приближением к допожарным формам (архитектор Ф. Вильнёв). В 2023 г. планируется установка снятых после пожара витражных окон. Окончание главных реставрационных работ и открытие собора планируется на 2024 г.
Рядом с собором, на улице Клуатр-Нотр-Дам, – музей собора (1951). На площади Нотр-Дам (с 2006 имеет второе название в честь папы Иоанна Павла II), перед собором, расположена «нулевая отметка», от которой отсчитываются расстояния по Франции, а также памятник Карлу Великому (1878, скульптор Л. Роше). Под площадью – археологическая крипта (открыта в 1980) с фрагментами построек от галло-римского времени до 18 в. (обнаружены в ходе раскопок в 1964–1988). 27 июня 2022 г. конкурс на реконструкцию пространства вокруг собора выиграло бельгийское bureau Bas Smets.