Арагон Луи
Араго́н Луи́ (Louis Aragon; настоящие имя и фамилия Луи-Мари Андриё, Louis-Marie Andrieux) (3.10.1897, Париж – 24.12.1982, там же), французский поэт, прозаик, журналист, общественный деятель.
Биографическая справка
Внебрачный сын журналиста, дипломата, политика Луи Андриё [1840–1931; занимал должности префекта полиции в Париже (1879–1881), депутата от департаментов Рона (1876‒1885) и Нижние Альпы (1885–1889, 1910–1924)] и дочери супрефекта Маргариты Тука-Маcсийон (1873–1942; в 1899 открыла пансионат в Париже). Во избежание общественного резонанса (Луи Андриё с 1878 был женат на другой женщине и не признавал своё отцовство) воспитывался как приёмный сын бабушки по материнской линии. Получил фамилию Арагон, вероятно, в честь одноимённой области в Испании, где его отец в 1882 г. работал послом.
В юности увлекался творчеством М. Барреса, Ч. Диккенса, Стендаля, Максима Горького. В 1912–1915 гг. изучал латынь, естественные науки и философию в лицее Карно в Париже. В 1916 г. поступил на медицинский факультет Парижского университета. В 1917 г. в связи с Первой мировой войной 1914–1918 гг. был мобилизован. В том же году проходил стажировку в военном госпитале Валь-де-Грас в Париже, познакомился с А. Бретоном, ставшим затем его другом. Перед уходом на войну узнал тайну своего происхождения от матери, которую прежде считал сводной сестрой. Служил санитаром на фронте (награждён орденом «Военный крест», 1918).
В 1922–1924 гг. Арагон вместе с Бретоном зарабатывал на жизнь созданием личной библиотеки для модельера Ж. Дусе, значительную часть коллекции которой составили произведения и документы сюрреализма (в их числе рукописи Р. Десноса, М. Лерис, Т. Тцара, П. Элюара). После того как Дусе завещал библиотеку Парижскому университету (1929), она вошла в состав фонда публичной Литературной библиотеки Жака Дусе в Париже.
В 1925 г. Арагон осудил вторжение французских войск в Марокко в ходе Рифской войны 1921–1927 гг.; поддерживал антивоенную политику М. Тореза. В январе 1927 г. вступил во Французскую коммунистическую партию.
В 1926–1928 гг. состоял в романтических отношениях с Н. Кунард, посетил с ней Венецию (1928) и другие города Европы. 5 ноября 1928 г. в парижском кафе «Ла-Куполь» (La Coupole) впервые встретился с В. В. Маяковским. На следующий день в том же кафе познакомился с Э. Триоле, (младшей сестрой Л. Ю. Брик), ставшей затем его новой музой и женой (с 1939).
В августе 1932 г. Арагон в составе делегации Международной организации революционных писателей посетил города Урала – Свердловск (ныне Екатеринбург), Нижний Тагил, Златоуст, Челябинск, Магнитогорск и др., поразившие его масштабом строительства.
В 1933‒1934 гг. корреспондент ежедневной коммунистической газеты L’Humanité. В 1933‒1936 гг. секретарь редакции литературного журнала Commune (выходил с июля 1933 по август 1939) – печатного органа Ассоциации революционных писателей и художников Франции. В 1937 г. вместе с Ж.-Р. Блоком основал новостную газету Ce soir (выходила с перерывами до 1953; в 1939–1944 запрещена властями по политическим причинам); с 1947 г., после смерти Блока, руководил редакцией самостоятельно. В 1949 г. за публикацию в газете заметки о расправе французской армии над демонстрантами в Париже (11 ноября 1948) был привлечён к суду и лишён гражданских прав на 10 лет.
В начале Второй мировой войны 1939–1945 гг. Арагона призвали в тыловой полк «неблагонадёжных», однако затем он добился перевода в танковую дивизию; служил фельдшером, участвовал в Дюнкеркской операции 1940 г. и других кампаниях (награждён орденом «Военный крест» за военные заслуги в Бельгии, 1940; Военной медалью за побег из немецкого плена, 1940).
В 1-й половине 1940-х гг. Арагон – один из лидеров движения Сопротивления среди французских интеллигентов; до 1944 г. вместе с Э. Триоле жил на юге страны (в Каркасоне, затем в Ницце).
В послевоенный период продолжал вести активную общественную деятельность, принимал участие во Всемирных конгрессах сторонников мира (1949, 1952). В 1952 г. поддержал писателя А. Стиля, осуждённого за призывы к массовым протестам против приезда в Париж американского генерала М. Риджуэя (считался одним из инициаторов применения биологического оружия в ходе Корейской войны в 1950–1953).
В 1953–1972 гг. главный редактор литературной газеты Les Lettres françaises (основана подпольно в 1942), финансируемой Французской коммунистической партией. В 1951–1970 гг. Арагон и Триоле жили в имении Мулен-де-Вильнёв (департамент Ивелин; с 1994 музей Эльзы Триоле-Арагон).
В середине 1950-х гг. писатель переживал внутренний кризис, вызванный развенчанием культа личности И. В. Сталина и разочарованием в коммунистических идеалах. В 1960-х гг. подвергал критике внутреннюю и внешнюю политику СССР; осудил уголовный процесс против А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля (1965–1966), выступал против ввода советских войск в Чехословакию (1968). В 1970 г., после смерти Э. Триоле, переехал в Париж.
Арагон – один из деятелей культуры, выступавших против преследования С. И. Параджанова в 1970-х гг. В 1977 г. писатель прилетел в Москву на церемонию вручения ордена «Дружба» и попросил лично Л. И. Брежнева освободить режиссёра, осуждённого по сфабрикованному делу.
На похоронах Арагона, организованных Французской коммунистической партией, присутствовали А. Витез, Ж. Ферра и другие деятели культуры и политики. Траурные речи произнесли, в частности, премьер-министр П. Моруа и Ж. Аттали, советник Ф. Миттерана.
Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957).
Награждён орденом Октябрьской Революции (1972), орденом «Дружба» (1977). Кавалер ордена Почётного легиона (1981).
Раннее творчество: от дадаизма к сюрреализму
Печатался с 1917 г. Вместе с А. Бретоном и Ф. Супо основал журнал Littérature («Литература»; выходил c марта 1919 по август 1921 и с марта 1922 по июнь 1924), ставший до 1922 г. оплотом дадаизма, затем ‒ сюрреализма. В нём печатались произведения Арагона, П. Валери, А. Жида, А. Сальмона, Л.-П. Фарга и др.
В 1920 г. Арагон опубликовал свою первую книгу – поэтический сборник «Фейерверк» («Feu de joie», другой вариант перевода названия – «Огонь радости», 1920; фронтиспис выполнен П. Пикассо), отразивший влияние дадаизма. Вошедшие в него произведения на темы повседневности и личных переживаний во многом алогичны, насыщены неожиданными ассоциациями и сравнениями и поэтому представляют собой мозаику смутных, разрозненных образов.
В книге «Анисе, или Панорама» («Anicet ou le panorama», 1921), сочетающей элементы нескольких жанров (воспитательный и психологический роман, детектив и др.), представлена широкая картина богемной жизни Парижа 1910–1920-х гг. В основе сюжета – история поэта Анисе, который ради красоты, воплощённой в образе Мирабеллы, готов пойти на убийство её мужа.
В романе «Приключения Телемака» («Les aventures de Télémaque», 1923), посвящённом П. Элюару, пародийно переосмыслена одноимённая книга Ф. Фенелона. Произведение построено по принципу коллажа: пространные диалоги, рассуждения (в частности, о принципах дадаизма), описания, цитаты, стихи образуют сложное, обрывочное повествование.
В 1923–1927 гг. Арагон работал над рукописью книги «Защита бесконечности» («La défense de l’infini»; частичный рус. пер. 1994), бо́льшую часть которой сжёг в состоянии личного и творческого кризиса в Мадриде. Повесть «Лоно Ирены» («Le con d’Irène»; рус. пер. 1999), насыщенная эротическими и порнографическими сценами, задумывалась как часть этой книги (в 1928 произведение вышло без указания авторства Арагона с иллюстрациями А. Массона).
К середине 1920-х гг. эстетические взгляды Арагона от дадаизма эволюционировали к сюрреализму. В коллективном памфлете сюрреалистов «Труп» («Un cadavre», 1924; среди других авторов – А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар), написанном по случаю кончины А. Франса, видного представителя реализма, он язвительно критиковал этого писателя и его почитателей за «ограниченность мышления» и «отсутствие вкуса» .
В эссе «Волна грёз» («Une vague de rêves», 1924; рус. пер. 2004), одном из первых теоретических трудов сюрреалистов, Арагон описал внутреннее состояние автора, при котором тот освобождается от пут обыденной действительности и погружается в мир фантастических образов.
Воплощением поэтологических принципов писателя в 1920-х гг. (в их числе сложная композиция, сочетание признаков разных жанров, использование разговорной лексики) стал сборник «Либертинаж» («Le libertinage», 1924), включающий 12 произведений в прозе: рассказы, пьесы и др. Присущие им абсурдные и гривуазные описания, несвязность эпизодов подчёркивают одну из главных тем книги – неограниченность свободы мысли и творчества.
Независимость суждений и оценок отразилась и в книге «Парижский крестьянин» («Le paysan de Paris», 1926), посвящённой А. Массону. В основе сюжета – размышления героя-рассказчика, навеянные прогулкой по Парижу. Витиеватость языка, неоднородность повествования, сложная алогичная образность, построенная на ассоциациях, делают это произведение одним из самых известных образцов сюрреалистической прозы Арагона.
Зрелое творчество: социалистический реализм
В начале 1930-х гг. Арагон на волне увлечения идеями коммунизма порвал с сюрреализмом и обратился к социалистическому реализму. В ноябре 1930 г. он участвовал во Второй Международной конференции революционных писателей в Харькове, выступил с речью, в которой подверг критике фашистские настроения во Франции и определил решающую роль новой, пролетарской литературы.
В июле 1931 г. во французском выпуске советского журнала «Литература мировой революции» (Littérature de la révolution; издавался на нескольких языках в 1931‒1932) вышла поэма Арагона «Красный фронт» («Front rouge», 1931; рус. пер. С. И. Кирсанова) на тему победы пролетариата над буржуазией:
<…>
С восторгом вижу истребленье буржуа!
Была ль когда-либо прекраснее охота, чем охота
За нечистью, что в городских укрылась закоулках?
Пою победу и господство пролетариата над буржуазией.
<…>
Попробуй, ты увидишь,
Что получается из храма, взорванного динамитом.
Мотыка пробивает брешь в покорности былой.
Обвалы – это песни, где кружатся солнца.
Одна и та же молния разит людей и стены прежних лет.
Французские власти, усмотрев в поэме анархистскую агитацию и подстрекательство военных к насилию, конфисковали весь номер журнала и в 1932 г. выдвинули обвинение, грозившее автору тюремным сроком на 5 лет, однако общественное возмущение заставило их прекратить преследование Арагона.
В 1934 г. писатель принял участие в Первом Всесоюзном съезде советских писателей в Москве (проходил с 17 августа по 1 сентября). В своей речи он изложил основные задачи Ассоциации революционных писателей и художников Франции: сплотиться против фашизма всем, кто верит в пролетариат, развивать соцреалистическое искусство и др.
В 1934 г. вышел поэтический сборник «Ура, Урал» («Hourra l’Oural», 1934), в котором нашли отражение впечатления Арагона от посещённых им в 1932 г. уральских городов. В поэме «1932» (1934) переход от «отсталого», дореволюционного прошлого к новой, индустриальной эпохе СССР происходит на глазах у лошади, уставшей от прежней, полной лишений жизни:
Лошадка ничего не понимает
Не ненавидишь ли ты в свою очередь
кнут и вкус, который он придаёт твоему сену
не видела ли ты в деревнях
голодных людей подле золочёных богородиц
Лошадка не спеши, послушай
лошадка слова из радиоприёмника ключ
к этому уральскому ребусу послушай
Лошадка послушай хорошенько.
Техника
в период
реконструкции
решает
всё.
Важное место в литературном наследии Арагона занимает романный цикл «Реальный мир» («Le Monde réel», 1934–1951), написанный в русле социалистического реализма. Действие романов – «Базельские колокола» («Les cloches de Bâle», 1934; частичный рус. пер. Э. Триоле, 1935), «Богатые кварталы» («Les Beaux quartiers», 1936; премия Ренодо; экранизирован Ж. Кершброном в 1983), «Пассажиры империала» [«Les voyageurs de l’impériale», 1940; экранизирован К. де Шалонжем в 1996 под названием «Прекрасное лето 1914 года» («Le bel été 1914»)] и «Орельен» («Aurélien», 1944; экранизирован А. Селиньяком в 2003) – происходит во Франции в конце 19 – 1-й половине 20 вв. На примере жизни людей из разных слоёв общества (от рабочих и крестьян до промышленников и политиков) автор с марксистских позиций показал внутренние противоречия эпохи.
В июне 1935 г. Арагон выступил на Первом Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже с докладом «Возврат к реальности» («Le retour à la réalité»), который затем поместил в книгу «За социалистический реализм» («Pour un rèalisme socialiste», 1935). В докладе он, в частности, критиковал принципы и методы сюрреализма и ратовал за возвращение к реалистической литературе. В 1937 г. на Втором Международном конгрессе писателей Арагон вновь осудил сюрреализм и призвал писателей черпать вдохновение в «народной реальности».
В 1939–1940 гг., в период «странной войны», писал стихотворения, которые затем вошли в сборник «Нож в сердце» («Le crève-cœur», 1941). Книга включает произведения на темы переживаний солдата, отчаяния и страданий французского народа во время разрушительной войны.
В 1942 г. в Швейцарии вышел поэтический сборник «Глаза Эльзы» («Les yeux d’Elsa»), посвящённый Э. Триоле. В заглавном и одном из самых известных его стихотворений, «Глаза Эльзы», возвышенная любовь лирического героя предстаёт откровением, светом надежды, противопоставленной жестокой реальности:
И если мир сметёт кровавая гроза,
И люди вновь зажгут костры в потёмках синих,
Мне будет маяком сиять в морских пустынях
Твой, Эльза, дивный взор, твои, мой друг, глаза.
В 1942 г. на основе писем интернированных и других материалов Арагон подпольно опубликовал антифашистскую брошюру «Свидетель мучеников» («Le tèmoin des martyrs»), в которой описал расстрел заключённых в концлагере г. Шатобриан 22 октября 1941 г.
В 1949–1951 гг. вышли 6 книг романа «Коммунисты» («Les Communistes», 1949–1951; окончательная редакция 1966–1967), продолжающие серию «Реальный мир». Действие произведения охватывает 1939–1940 гг. – от вступления Франции во 2-ю мировой войну (1939) до Компьенского перемирия (1940).
В декабре 1954 г. принял участие во Втором Всесоюзном съезде советских писателей в Москве. В том же году вышел сборник статей «В свете Стендаля» («La lumière de Stendhal»), в котором, отстаивая ценность творчества Стендаля для современности, Арагон показал политическую направленность его произведений.
В 1955 г. опубликовал книгу «Советские литературы» («Littératures soviétique»), в которой дан анализ творчества русских писателей как советского (В. В. Маяковский, Максим Горький и др.), так и дореволюционного периода.
В поэтической книге «Неоконченный роман» («Le roman inachevé», 1956) нашли отражение переживания детских лет, сложные этапы взросления и идейные поиски Арагона, которые в итоге привели его к отходу от политических тем в творчестве.
Среди других произведений 1940–1950-х гг.: поэтические сборники «Французская заря» («La diane française», 1944), «Снова нож в сердце» («Le nouveau Le crève-cœur», 1948), «Мои караваны» («Mes caravanes», 1954); роман «Страстная неделя» («La semaine sainte», 1958; рус. пер. 1960) на исторический сюжет, связанный с возвращением Наполеона I в Париж в марте 1815 г. после изгнания (см. в статье «Сто дней»); книга «Племянник господина Дюваля» («Le neveu de m. Duval», 1953), написанная в духе сатиры «Племянник Рамо» Д. Дидро.
Последние сочинения Арагона
В соавторстве с А. Моруа написал книгу «Два гиганта: история США и СССР» («Les deux géants: histoire des États-Unis et de l’URSS»; в 5 томах, 1962), в которых осмыслена история этих государств с 1917 г. до современности.
В последние годы писатель экспериментировал с романной формой, суммируя и усиливая стилистические и жанровые приёмы, намеченные в раннем творчестве. Книги «Гибель всерьёз» («La mise à mort», 1963), «Бланш, или Забвение» («Blanche ou l’oubli», 1967) и «Театр/Роман» («Théâtre/Roman», 1974) образуют своего рода экспериментальный автобиографический триптих, венчающий творческий путь Арагона.
В книге «Анри Матисс, роман» («Henri Matisse, roman», 1971; рус. пер. 1977) Арагон описал личные и творческие связи с А. Матиссом, рассмотрел историю создания и особенности его работ и др.
Влияние на культуру
Своим творчеством и общественной деятельностью Арагон способствовал укреплению франко-советских отношений.
В 20 в. его произведения на русский язык переводили П. Г. Антокольский, С. И. Кирсанов, Б. О. Песис и др.
К поэтическому наследию Арагона обращались композиторы Ф. Пуленк («Два стихотворения Луи Арагона», «Deux poèmes de Louis Aragon», FP. 122; сочинение 1943), Л. Ферре (альбом «Песни Арагона», «Les Chansons d’Aragon»; релиз 1961), Ж. Брассенс (песня на стихотворение «Счастливой любви не бывает», «Il n'y a pas d'amour heureux»; релиз 1953), Лино Леонарди («Арагон – 12 неопубликованных песен Леонарди», «Aragon – 12 chansons inédites de Leonardi», с участием певицы М. Морелли, релиз 1965; вокально-симфоническая композиция с хором «Месса Эльзы», «La Messe d’Elsa», запись 1981; отдельные песни), В. Пестель (альбомы «Caf’ Conf Aragon», релиз 2013; «Мой Арагон», «Mon Aragon», релиз 2021).
Жизни Арагона посвящены документальные фильмы «Эльза-роза» («Elsa la rose», 1966; режиссёр А. Варда, при участии Л. Арагона и Э. Триоле), «Арагон, роман о Матиссе» («Aragon, le roman de Matisse», 2003; режиссёр Р. Диндо) и др.
27 марта 2012 г., к 30-летию со дня смерти писателя, в Париже на о. Сен-Луи открыли площадь Луи Арагона.