Мариво Пьер де
Мариво́ Пьер де (Пьер Карле де Шамблен де Мариво, Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux) (крещён 8.2.1688, Париж – 12.2.1763, там же), французский писатель, драматург, романист, эссеист.
Родился в семье дворян мантии. Его отец Никола Карле работал в морской администрации, служил интендантом в Германии, с 1698 г. стал контролёром Монетного двора, с 1704 г. – его директором. Его мать Мари-Анна Бюлле была сестрой королевского архитектора, что впоследствии облегчило вхождение Мариво в светское общество Парижа. Точная дата рождения неизвестна. По сохранившимся записям, имя при рождении – Пьер Карле; Шамблен – фамилия двоюродных братьев по матери.
В 1704–1710 гг. учился в коллеже ораторианцев в Риоме, затем – в Лиможе. Здесь актёрами-любителями была поставлена его первая одноактная пьеса – «Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут» («Le père prudent et équitable ou Crispin l’heureux fourbe», 1706, опубликована без имени автора в 1712). С 1710 г. жил в Париже у своего дяди Пьера Бюлле, учился на факультете права Парижского университета (записан как Пьер Декарле; окончил в 1713). Его первые литературные произведения – иронические подражания барочным галантно-героическим романам: «Удивительные действия симпатии, или Приключения***» («Les Effets surprenants de la sympathie ou Les Aventures de***»,1712), «Фарсамон, или Новые романические безумства» («Pharsamon ou Les nouvelles folies romanesques», 1712, опубликована 1737), «Карета, увязшая в грязи» («La Voiture embourbée», 1714).
В Париже посещал салоны маркизы де Ламбер, мадам де Тансен, познакомился с Б. де Фонтенелем, Ударом де ла Моттом и другими литераторами, принимал участие в «Споре о древних и новых», выступая в печати в защиту сторонников «новых». К этому времени относятся сатирическая сказка «Бильбоке» («Le Bilboquet», 1714), бурлескная поэма «Гомер наизнанку» («Homère travesti», 1716; при публикации писатель впервые использовал имя Карле де Мариво), пародийная эпопея в прозе «Телемак наизнанку» («Le Télémaque travesti», 1717, опубликована 1736).
C 1717 г. сотрудничал с журналом Nouveau Mercure Galant (с 1724 – Mercure de France), публикуя эссе под общим названием «Характеры» («Caractères»), среди них – «Письма о жителях Парижа» («Caractères des habitants de Paris»), «Мысли на разные темы» («Pensées sur différents sujets»). Под влиянием английского журнала The Spectator Дж. Аддисона и Р. Стила Мариво в июле 1721 г. выпустил собственный журнал Le Spectateur français («Французский зритель»; 25 выпусков- листков – feuilles – c 1721 по 1724). В 1726 г. издал журнал из 7 листков L'indigent philosophe («Неимущий философ»), а в 1734 г. – 11 листков Le Cabinet du philosophe («Кабинета философа»); оба состояли только из текстов Мариво. В своих эссе, написанных в духе свободных размышлений от лица разных повествователей, автор предстаёт добродушным обозревателем нравов, проявляющим больше снисходительности к человеческим слабостям, чем просветители, способным с иронией отнестись к самому себе, а не только к окружающим, не обличающим людские предрассудки, а принимающим их со всеми чужими – и своими собственными – слабостями. В эссе содержатся также размышления Мариво о творчестве.
С 1720 г. обратился к драматургии, предложив театру «Комеди Итальен» пьесу «Любовь и правда» («L’Amour et la Vérité»), а театру «Комеди Франсез» – трагедию «Смерть Ганнибала» («La mort d’Annibal»), постановка которой не понравилась зрителям. Успех пришёл с комедией «Арлекин, воспитанный любовью» («Arlequin poli par l’amour», 1720), поставленной итальянской труппой, что и определило преимущественный интерес драматурга к этому жанру, существенно обновлённому им за счёт интеграции в него поэтики итальянской комедии дель арте, изящным развитием интриги, тонким психологизмом, иронической стилистикой. Изысканный, лёгкий, игриво-галантный стиль, передающий нюансы любовной психологии, получил название мариводаж.
В 1722–1737 гг. – наиболее плодотворный период в драматургическом творчестве писателя, им написано 19 комедий (всего Мариво принадлежит 41 пьеса). Среди них самые известные: «Любовный сюрприз» («La Surprise de l’amour», 1722), «Двойное непостоянство» («La double inconstance», 1723), «Мнимая служанка, или Наказанный плут» («La fausse suivante ou Le fourbe puni», 1724), «Второй любовный сюрприз» («Lа Seconde surprise de l’amour», 1727), «Игра любви и случая» («Le Jeu de l’amour et du hasard», 1730), «Торжество любви» («Le Triomphe de l’amour», 1732), «Удачная уловка» («L’Heureux stratagème», 1733), «Ложные признания» («Les Fausses confidences», 1737). В числе комедий с социально-политической тематикой – «Остров рабов» («L’île des esclaves», 1725) и «Колония» («La Colonie», 1729, текст большей части утрачен, оставшаяся версия опубликована в 1750).
В 1726 г. начал работу над своим лучшим социально-психологическим романом «Жизнь Марианны, или Приключения графини де***» («La vie de Marianne ou les Aventures de la comptesse de***», 1731 – 1741; экранизация Б. Жако, 1994; русские переводы 1762, 1968 ), вызвавшим большое количество подражаний и продолжений. В 1734–1735 гг. опубликовал роман «Удачливый крестьянин, или Мемуары господина***» («Le Paysan parvenu ou les Mémoires de M***»; экранизация Р. Люко, 1960; русский перевод 1970 ), соединяющий традиции пикарески и любовно-психологической прозы. Оба романа написаны от лица заглавных героев и представляют собой «женский» и «мужской» варианты воспоминаний персонажей о начале жизни в Париже, об их молодости и любви. Повествованию свойственна лёгкость и свобода устной беседы с многочисленными отвлечениями от строгой последовательности изложения жизненной истории. Оба произведения фабульно не завершены, что характерно для двойственно-двусмысленной интонации рокайльного повествования.
4 февраля 1743 г. принят во Французскую академию, одержав победу над другим кандидатом – Вольтером. Однако неприятие современниками подчёркнуто своеобразного языка писателя, поэтики рококо в целом способствовало снижению его известности во второй половине 18 вв.; поздние пьесы не были приняты публикой столь же восторженно, как пьесы 1720-х–1740-х гг. В 1758 г. Мариво заболел плевритом, от которого и скончался.
При жизни писателя мариводаж иногда подвергался критике, даже пародировался К. Кребийоном. Новаторство драматурга и романиста, психологическая тонкость и стилистическое изящество его прозы в полной мере было оценено только на рубеже 20 – 21 вв.
В то же время стилистическая манера Мариво оказалась близка М. Прусту. Его пьесы повлияли на драматургию А. де Мюссе, О. Фёйе, вошли в репертуар современного европейского и российского театра, легли в основу мюзиклов («Триумф любви», композитор Дж. Сток, 1997), экранизаций («Двойное непостоянство», режиссёр М. Блюваль, 1968; «Игра любви и случая», режиссёр Х. Мюллер, 1968; «Фальшивая служанка», режиссёр Б. Жако, 2000; «Ложное признание», режиссёр Л. Бонди, 2016, и др.).
В России Мариво популярен преимущественно как драматург. А. С. Пушкин заимствовал фабулу повести «Барышня-крестьянка» (1831) из его комедии «Игра любви и случая».