Мопассан Ги де
Мопасса́н Ги де (Guy de Maupassant; Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан, Henri-René-Albert-Guy de Maupassant) (5.8.1850, замок Миромениль, близ Турвиль-сюр-Арка, департамент Нижняя Сена, ныне департамент Приморская Сена – 6.7.1893, Париж), французский писатель.
Отец – обедневший нормандский дворянин, работавший биржевым маклером, мать – из буржуазной семьи. Учился в семинарии; окончил лицей в Руане (1869). Обучение на юридическом факультете университета Кана было прервано Франко-прусской войной 1870–1871 гг. (призван в действующую армию). Демобилизовавшись, переехал в Париж. В 1873–1880 гг. чиновник в морском министерстве и министерстве просвещения. По протекции своего дяди познакомился с Г. Флобером, который стал его наставником в литературном мастерстве.
Раннее творчество 1870-х гг. представлено эпигонской поэзией в духе школы «Парнас», собранной в книге «Стихотворения» («Des vers», издана в 1880 с посвящением Флоберу). В 1876 г., примкнув к Меданской группе, сблизился с Э. Золя и последователями натурализма. Широкую известность принёс опубликованный в коллективном сборнике группы рассказ «Пышка» («Boule de suif», 1879, издан в 1880; экранизация М. И. Ромма, 1934), ставший одной из вершин французской новеллистики 19 в. Вскрывая ханжество, лицемерие и малодушие французских буржуа, Мопассан представил в качестве главной героини проститутку, ценой своего позора спасшую спутников по дилижансу от немецкой тюрьмы. Заявленные в рассказе темы любви и войны стали центральными в творчестве писателя. В 1881 г. подружился с И. С. Тургеневым, который активно пропагандировал его произведения в России. С 1891 г. страдал психическим расстройством, в 1892 г. пытался покончить с собой. Умер в клинике для душевнобольных.
За десятилетие творчества (1881–1891) создал свыше 250 новелл, 6 романов, 3 книги путешествий, а также ряд статей, в том числе посвящённых И. С. Тургеневу, Г. Флоберу, Э. Золя. Несмотря на многочисленные натуралистические тенденции в своих произведениях (особенно ранних), Мопассан причислял себя к сторонникам реализма, о чём писал в ставшей своеобразным эстетическим манифестом статье «Роман», опубликованной как предисловие к роману «Пьер и Жан» («Pierre et Jean», 1888, русский перевод 1888). В понимании Мопассана реалистический метод состоит не в «фотографировании» действительности, а в её воспроизведении, которое должно стать более полным и убедительным, чем сама реальность. Мопассан утверждает право писателя на отбор значимых фактов и деталей, которые, не теряя своего частного характера, должны представить всеобщую закономерность. Позитивистскую идею обусловленности человеческих поступков темпераментом и влиянием среды дополнял заимствованным у Флобера приёмом типизации.
Новеллистика отмечена пронзительным драматизмом и глубоким психологическим анализом: сборники «Заведение Телье» («La maison Tellier», 1881, с посвящением И. С. Тургеневу), «Мадемуазель Фифи» («Mademoiselle Fifi», 1882), «Рассказы вальдшнепа» («Contes de la bécasse», 1883), «Сёстры Рондоли» («Les sœ urs Rondoli», 1884), «Иветта» («Yvette», 1885), «Маленькая Рок» («La Petite Roque», 1886), «С левой руки» («La main gauche», 1889) и др. Описывая все слои французского общества, проявил себя как виртуозный стилист, воспроизводящий мельчайшие нюансы аристократической и простонародной речи с присущими им грамматическими оборотами и интонационными рисунками.
Главная тема романов – осмысление уходящей в прошлое дворянской культуры и становление буржуазной морали. В романе «Жизнь» («Une vie», 1883, русский перевод 1883) представил бесплодность и обречённость романтических иллюзий в условиях побеждающей капиталистической системы ценностей. Роман «Милый друг» («Bel-Аmi», 1885, русский перевод 1885, опубликован в журнале «Вестник Европы» ранее французского издания) во многом продолжает традиции О. де Бальзака и посвящён теме карьерного роста молодого человека, забывшего все приличия и нравственные нормы. Обличение буржуазного стяжательства – в центре романа «Монт-Ориоль» («Mont-Oriol», 1886, русский перевод 1887).
С конца 1880-х гг. в творчестве усиливаются пессимистические мотивы, на первый план выходят сюжеты, связанные с мистикой и наполненные описаниями страданий: сборники новелл «Орля» («Le Horlа̀», 1887), «Бесполезная красота» («L’inutile beauté», 1890), романы «Сильна как смерть» («Fort comme la mort», 1889, русский перевод 1890), «Наше сердце» («Notre cœur», 1890, русский перевод 1890) и др.
Творчество Мопассана высоко ценили Л. Н. Толстой (выступил также как его переводчик), А. П. Чехов и др. Большинство произведений было переведено на русский язык и издано в 1880–1890-х гг. Многие произведения экранизированы.