Дюма Александр (отец)
Дюма́ Алекса́ндр [Александр Дюма (отец), Alexandre Dumas] (24.7.1802, Виллер-Котре, департамент Эна – 5.12.1870, Пюи, департамент Нижняя Сена, ныне Приморская Сена), французский писатель, драматург, журналист.
Отец А. Дюма-сына. Сын генерала-республиканца. В 1811–1813 гг. учился в коллеже, в 1816 г. работал клерком в нотариальной конторе Виллер-Котре. В 1823 г. приехал в Париж, поступил на службу в секретариат герцога Орлеанского (будущего короля Луи Филиппа).
Первый успех Дюма принесли пьесы в духе романтизма «Генрих III и его двор» («Henry III et sa cour», 1829), «Антони» («Antony», 1831), «Нельская башня» («La tour de Nesles», 1832), «Кин» («Kean», 1836) и другие, в постановках которых принимали участие крупнейшие актёры эпохи. Дюма сблизился с В. Гюго, А. де Виньи, Э. Делакруа, Ж. де Нервалем. Предпринял путешествия по Швейцарии (1832), Италии (1835), Бельгии, Германии (1838).
Наибольшую известность Дюма принесли печатавшиеся изначально во французской периодике историко-авантюрные романы, многие из которых составили циклы или серии (трилогия о мушкетёрах – «Три мушкетёра», «Les trois mousquetaires», 1844; «Двадцать лет спустя», «Vingt ans après», 1845; «Виконт де Бражелон», «Le vicomte de Bragelonne», 1848–1850; трилогия о религиозных войнах – «Королева Марго», «La reine Margot», 1845; «Графиня де Монсоро», «La dame de Monsoreau», 1846; «Сорок пять», «Les quarante-cinq», 1847–1848; серия «Записки лекаря» – «Жозеф Бальзамо», «Joseph Balsamo», 1846; «Ожерелье королевы», «Le collier de la reine», 1849; «Анж Питу», «Ange Pitou», 1853; «Графиня де Шарни», «La comtesse de Charny», 1855; роман «Граф Монте-Кристо», «Le comte de Monte-Cristo», 1844–1845); некоторые из них были переделаны автором в пьесы.
Среди других сочинений – фантастические новеллы и сказки, сюжеты которых были частично заимствованы Дюма у Э. Т. А. Гофмана и Х. К. Андерсена или сочинены им самим: сборники «Тысяча и один призрак» («Les mille et un fantômes», 1849); «Сказки для больших и малых детей» («Les contes pour les grands et les petits enfants», 1860).
Огромное художественное наследие Дюма включает в общей сложности более 1000 произведений. Писатель создал настоящую литературную мастерскую, привлекая к созданию своих произведений помощников (один из них, О. Маке, претендуя на авторство наиболее известных романов, в 1847 г. подал в суд, однако проиграл процесс, поскольку его роль ограничивалась сбором предварительного материала и наброском плана).
После неудачной попытки стать депутатом Национального собрания и переворота 1851 г. Дюма, спасаясь не столько от политических преследований, сколько от кредиторов, уехал в Бельгию, где начал работу над книгой «Мои мемуары» («Mes mémoires». 1852–1854. 12 t.).
С июня 1858 г. по март 1859 г. был в России (впечатления отразились в книге «Путешествие по России», «Voyage en Russie», другое заглавие – «Из Парижа в Астрахань», «De Paris à Astrakan», 1858).
В 1859 г. отправился в Италию, где познакомился с Дж. Гарибальди (1860), сопровождал его в походе на Сицилию, стал директором национальных музеев в Неаполе. В 1865 г. жил в Австрии, Венгрии, работал военным корреспондентом парижских газет в период австро-прусской войны 1866 г. (роман «Прусский террор», «La terreur prussienne», 1868], в 1866 г. вновь посетил Италию, в 1867 г. путешествовал по Германии. В 1869 г. жил в Англии, где написал «Большой кулинарный словарь» («Le grand dictionnaire de cuisine», опубликован посмертно в 1873).
С 1870 г., уже больной, Дюма жил в доме сына в Пюи, где и умер. 30 ноября 2002 г. прах писателя был торжественно перенесён в Пантеон.
В 2005 г. обнаружен и опубликован последний, незавершённый роман Дюма «Шевалье де Сент-Эрмин» («Le chevalier de Sainte-Hérmine», 1869–1870, русский перевод 2006) – последняя часть трилогии о Французской революции 18 в. и наполеоновской эпохе (1-я и 2-я части – «Белые и синие», «Les Blancs et les Bleus», 1867), «Соратники Иегу» («Les compagnons de Jéhu», 1857).
В произведениях Дюма динамичный сюжет и замысловатая интрига сочетаются с достоверным воссозданием быта, характеров людей разных эпох (от античности до современной действительности): разрабатывая вымышленный сюжет, писатель тщательно изучал воспоминания, хроники и другие исторические свидетельства.
Романы Дюма входят в число самых издаваемых, переводимых и экранизируемых во всём мире, в том числе в России, где его творчество стало популярно уже в 1830-е гг., а переводы на русский язык появились в 1840-х гг.