Стриндберг Август
Стри́ндберг А́вгуст, Юхан Август Стриндберг (Johan August Strindberg) (22.1.1849, Стокгольм – 14.5.1912, там же), шведский писатель, драматург, публицист.
Сын комиссионера пароходной компании и служанки. В 1867–1872 гг. учился в Уппсальском университете, переменил множество занятий; в 1874–1882 гг. служил в Королевской библиотеке.
Первое опубликованное произведение – драма «Вольнодумец» («Fritänkaren», 1870, под псевдонимом Х. Ульф), отразившая влияние драматургии Ф. Шиллера, А. Эленшлегера и Г. Ибсена. В исторической драме «Местер Улоф» («Mäster Olof», прозаическая редакция – 1872, стихотворная редакция – 1877) о вожде шведской Реформации О. Петри решительно отошёл от академических традиций, избрав в качестве образца творчество У. Шекспира. Успех принёс первый роман «Красная комната» («Röda rummet», 1879), проникнутый острым социальным критицизмом. В остросатирическом памфлете «Новое царство» («Det nya riket», 1882) открыто обвинил правящие круги в обмане народа. Памфлет вызвал громкий скандал и травлю Стриндберга в печати; вынужден был эмигрировать, в 1883–1898 гг. жил во Франции, Швейцарии, Германии, Дании и Великобритании.
Неприязнь к извращённым, карикатурным формам женской эмансипации нашла воплощение в сборнике новелл «Браки» («Giftas», bd 1–2, 1884–1886), выход которого спровоцировал скандал и судебный процесс по обвинению в богохульстве. Сборник рассказов «Утопии в действительности» («Utopier i verkligheten», 1885) отразил увлечение современными общественно-экономическими сочинениями, в частности утопистов Э. Кабе, К-А. де Рувруа Сен-Симона, а также романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?». В середине 1880-х гг. приступил к написанию обширного автобиографического цикла «Сын служанки. История развития одной души» («Tjänstekvinnans son. En själs utvecklingshistoria», bd 1–4, 1886–1909), который задумывался как «развитая форма натуралистического романа» с углублённым психологическим анализом изменчивой человеческой натуры. Своё понимание человеческого характера Стриндберг развил в драмах «Отец» («Fadren», 1887), «Фрёкен Жюли» («Fröken Julie», 1888), «Кредиторы» («Fordringsägare», 1889) и других, а также в теоретических статьях о драме и театре натурализма. В предпосланной в качестве предисловия к «Фрёкен Жюли» статье «Натуралистическая драма» («Naturalistiska drama»), воспринятой как манифест новой драматургии, Стриндберг сформулировал её основные черты: максимальная иллюзия действительности и отсутствие искусственности (в том числе в гриме актёров, т. к. «тончайшие движения души должны выражаться больше на лице, чем в жестах»; устранение рампы); предельная концентрация действия; сжатые диалоги; включение пантомимы, музыки, балета; глубокий философский подтекст; изображение современных ему героев, с их «бесхарактерностью» и непоследовательностью во многом воплощающих позитивистские принципы И. Тэна (раса, среда, момент). С натуралистическими пьесами тесно связан роман «Слово безумца в свою защиту» («Le plaidoyer d’un fou», написан на французском языке в 1887–1888, издан на немецком языке в 1893), в основу которого легла переосмысленная в крайне субъективном ключе сложная история первого брака Стриндберга. Грубоватым народным комизмом, поэтическими картинами природы и крестьянского быта насыщены созданные в традиционной повествовательной манере роман «Жители острова Хемсё» («Hemsöborna», 1887), ставший самым популярным произведением Стриндберга, и сборник рассказов «Жизнь в шхерах» («Skärkarlsliv», 1888).
Начало 1890-х гг. ознаменовалось духовным и творческим кризисом; Стриндберг отказывался от литературного творчества, увлекался оккультизмом, буддизмом и философией Э. Сведенборга. Пережитый опыт лёг в основу автобиографических романов «Inferno» (1897) и «Легенды» («Legender», 1898). Мучительные поиски высшей истины, духовное перерождение бывшего бунтаря и атеиста в визионера отразило всё позднее творчество Стринберга: драматическая трилогия «На пути в Дамаск» («Till Damaskus», 1898–1904), драма «Игра снов» («Ett drömspel», 1902), драматическая дилогия «Пляска смерти» («Dödsdansen», 1901), пьесы-сказки с фольклорными мотивами «Невеста» («Kronbruden», 1902) и «Белая Лебедь» («Svanevit», 1902) и др.
На рубеже 19–20 вв. у Стриндберга сложился грандиозный замысел цикла исторических «королевских драм», охватывающего основные вехи шведской истории с 14 до конца 18 вв.: «Сага о Фолькунгах» («Folkungasagan», 1899), «Карл XII» («Carl XII», 1901), «Кристина» («Kristina», 1903) и др. В историческом процессе, как в и частной жизни, автор усматривал провиденциальную идею вины, покаяния и искупления правителей за кровавые преступления их предков.
Среди прозаических произведений начала 1900-х гг.: сборник «Сказки» («Sagor», 1903) в духе Х. К. Андерсена; роман «Одинокий» («Ensam», 1903), завершающий автобиографический цикл и сопрягающий мотив одиночества с темой творчества. В повести «Праздник подведения дома под крышу» («Taklagsöl», 1906) Стриндберг, во многом предвосхищая приём потока сознания, использовал форму внутреннего монолога. Большое значение он придавал своей «Синей книге» («En blå bok», bd 1–3, 1907–1908) – пёстрому собранию кратких заметок и мыслей на разнообразные темы.
В пьесах, созданных для собственного экспериментального «Интимного театра» (Стокгольм), – «Ненастье» («Oväder», 1905), «Пепелище» («Brända tomten», 1905) – затронуты экзистенциальные проблемы сострадания, нравственной оценки бытия. Лирическая драма «Большая дорога» («Stora landsvägen», 1909) – своеобразный итог всему жизненному и творческого пути писателя.
Последнее выступление Стриндберга в печати – несколько десятков резко полемических статей, опубликованных в газетах весной и летом 1910 г. (наиболее острые были изданы в сборнике «Речи к шведской нации», «Tal till svenska nationen», 1910), в которых автор обличал королевский двор, бюрократию, суды и ратовал за мелкое крестьянское хозяйство и социализм.
Творчество Стриндберга, оказавшее заметное воздействие на европейскую культуру, пользовалось популярностью в России в начале 20 в.; его влияние испытали, в частности, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд.