Евреинов Николай Николаевич
Евре́инов Никола́й Никола́евич [13(25).2.1879, Москва – 7.9.1953, Париж], российский режиссёр, драматург, теоретик и историк театра. Из рода Евреиновых.
В 1901 г. окончил санкт-петербургское Училище правоведения. Служил в 1901 г. в Министерстве юстиции, в 1901–1914 гг. в Министерстве путей сообщения. В 1901–1905 гг. учился теории композиции в Санкт-Петербургской консерватории по классу Н. А. Римского-Корсакова, изучал философию в Санкт-Петербургском университете под руководством профессора А. И. Введенского.
Дебют Евреинова-драматурга состоялся в петербургском Александринском театре (одноактная драма «Стёпик и Манюрочка», 1905); почти одновременно его пьесы ставились в Новом театре Л. Б. Яворской (где Евреинов выступил и как актёр), в петербургском Малом театре А. С. Суворина.
Как организатор (совместно с Н. В. Дризеном, 1907–1908) и главный режиссёр (1911–1912) Старинного театра поставил перед собой задачу реконструкции театральных систем прошлого. Первый сезон был посвящён различным жанрам средневекового репертуара: моралите «Нынешние братья», пастораль «Игра о Робене и Марион», миракль «Действо о Теофиле», «Очень весёлый и смешной фарс о шапке-рогаче» и др.; второй – испанскому золотому веку: «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Л. де Веги, «Два болтуна» М. де Сервантеса, «Чистилище святого Патрика» П. Кальдерона де ла Барки, «Благочестивая Марта» Тирсо де Молины и др. Представления вызвали большой общественный резонанс, будучи результатом органического соединения научного и художественного подхода к сценическому искусству. Среди сотрудников театра – М. М. Фокин, И. А. Сац, М. В. Добужинский.
В 1908 г. Евреинов был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в её петербургский театр, где в спектакле «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио впервые применил сценический принцип монодрамы, показав события глазами главной героини. Теория монодрамы была им окончательно оформлена в реферате «Введение в монодраму».
Совместно с Ф. Ф. Комиссаржевским Евреинов организовал «Весёлый театр для пожилых детей» (1909), где были поставлены произведения Козьмы Пруткова и арлекинада Евреинова «Весёлая смерть».
Литературная и театральная известность Евреинова в 1910-х гг. усиливалась экстравагантностью его поведения, чередой эпатирующих выступлений, парадоксальностью оценок и суждений, театрализацией собственной жизни. Был популярен как пародист; один из активных участников представлений петербургского артистического подвала «Бродячая собака» (1912) и его преемника – «Привала комедиантов» (1916). Успех Евреинова в жанре театральной миниатюры и пародии привёл к приглашению его в качестве главного режиссёра в театр «Кривое зеркало» (1910–1914), сотрудничество с которым он продолжал до 1916 г.; поставил около 100 миниатюр и пьес (14 – собственных, в том числе «Школа этуалей», 1911; «Кулисы души», 1912; «Кухня смеха», 1913; «Четвёртая стена», 1915).
В это же время Евреинов издал работы по философии театра, в которых сформулировал концепцию «театрократии» и тотальной «театрализации жизни»: «Театр как таковой» (1912), трилогия «Театр для себя» (1915–1917), сборник «Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра» (1915). Метод Евреинова состоял в распространении законов театра на любые жизненные процессы; в открытии мирового единства, строящегося по законам театра.
В 1910–1914 гг. много путешествовал по Европе и Азии, предпринял фольклорную экспедицию по России с целью изучения обрядового театра; в результате появился цикл исследований, опубликованный в 1920-х гг.: «Происхождение драмы. Фольклористический очерк» (1921), «Первобытная драма германцев» (1922), «Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов» (1924) и др.
В период Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны 1917–1922 гг. гастролировал по России с лекциями и спектаклями. В 1920 г. возглавил постановку и организацию массового зрелища «Взятие Зимнего дворца», которое стало клишированным образом революции, позднее воспроизведённым С. М. Эйзенштейном при съёмках фильма «Октябрь» (1927). В театре «Вольная комедия» впервые была поставлена философская арлекинада Евреинова «Самое главное» (режиссёр Н. В. Петров, 1921).
В 1925 г. эмигрировал, жил во Франции. В Париже ставил оперные спектакли в Русской частной опере М. Н. Кузнецовой (1929–1930), совместно с Е. Н. Рощиной-Инсаровой создал Театр русской драмы (1943–1944), поставил ряд спектаклей в театре Ж. Копо «Вьё-Коломбье», организовал Объединение русских артистов (1935). Режиссировал оперные и драматические спектакли также в Пражском национальном театре (1935), участвовал в подготовке программ эмигрантских театров миниатюр – «Летучая мышь» (1928, 1937) и «Бродячие комедианты» (1934), работал в Сорбонне со студентами над реконструкцией спектаклей средневекового театра (1934–1935).
В 1945 г. выступал на французском радио с циклом передач о выдающихся деятелях русской культуры – К. С. Станиславском, Н. А. Римском-Корсакове, А. Я. Таирове, М. М. Зощенко, В. В. Маяковском и др. Последнее публичное выступление состоялось на вечере, посвящённом МХАТу (1948).
В 1953 г. опубликовал в Нью-Йорке фундаментальный труд «История русского театра». Автор пьес: «Чему нет имени» (1937, опубликована в 1963), «Шаги Немезиды» (1939, опубликована в 1956), «Граждане второго сорта» (1950) и др.
Театральные идеи Евреинова предвосхитили многие теории и практики 20 в. – «театр жестокости» А. Арто, «бедный театр» Е. Гротовского, концепцию «чистой формы» С. И. Виткевича и др.