Расин Жан
Раси́н Жан, Жан-Батист Расин (Jean-Baptiste Racine) (21.12.1639, Ла-Ферте-Милон, герцогство Валуа, ныне департамент Эна – 21.4.1699, Париж), французский поэт, драматург. Один из крупнейших представителей классицизма, оказавший значительное влияние на развитие жанра трагедии Нового времени.
Из семьи чиновника. В три года остался сиротой; воспитывался бабушкой, исповедовавшей янсенизм. В 1655–1659 гг. обучался в янсенистском монастыре Пор-Рояль; во время учёбы писал стихи на латинском и французском языках.
Известность в придворных кругах снискали галантные оды в духе барокко «Нимфа Сены» («Ode а̀ la nymphe de la Seine», 1660; посвящена браку Людовика XIV и Марии Терезии) и «На выздоровление Короля» («Ode sur la convalescence du Roi», 1663). В 1661–1663 гг. жил в г. Юзес, безуспешно пытался получить церковные бенефиции. С возвращением в Париж в 1663 г. стал заметной фигурой светских кружков, в том числе литературного салона Н. де Ланкло. Был близко знаком с Ж. де Лафонтеном, дружил с Н. Буало, по протекции Ж. Шаплена и Ж.-Б. Кольбера получил королевскую пенсию.
Несмотря на недовольство янсенистов, усматривавших в театре источник нравственной порчи, Расин, отчасти под влиянием Мольера, обратился к сочинению пьес. Первая сохранившаяся трагедия – «Фиваида, или Братья-соперники» («La Thébaїde, ou les Frères ennemis», поставлена в 1664) о судьбе детей Эдипа – создана в подражание героическим трагедиям П. Корнеля и галантным пьесам Ф. Кино. Историческая трагедия «Александр Великий» («Alexandre le Grand», поставлена в 1665), представившая Александра Македонского в образе галантного любовника, стала симптомом нараставшей полемики с Корнелем и отказа от героических сюжетов.
Пик творческой активности Расина, которому покровительствовал Людовик XIV, пришёлся на 1667–1677 гг. Несмотря на популярность единственной комедии «Сутяги» («Les Plaideurs», 1668, в русском переводе 1797 – «Челобитчики»), созданной в духе Аристофана и высмеивавшей французское судопроизводство, Расин вошёл в историю литературы как трагедиограф.
В снискавшей успех трагедии «Андромаха» («Andromaque», поставлена в 1667, русский перевод 1794) разработал новаторские для эстетики французского классицизма тип героя и принципы построения сюжета. Принимая теорию трёх единств, в значительной степени усилил психологизм трагедии, выдвинув на первый план конфликт страсти, разрушительной и ослепляющей, и нравственного долга; сосредоточился на изображении человека мятущегося и страдающего – не такого, каким он должен быть (как у Корнеля), а такого, каков он есть со своими слабостями (следствие усвоенного янсенистского представления о предопределении и изначально греховной природе человека), а потому вызывающего сострадание. Выдвижение на первый план переживаний действующих лиц позволило свести внешнее действие к минимуму и значительно упростить сюжет.
Поэтические принципы, разработанные в «Андромахе», были воплощены Расином и в последующих трагедиях. В политической трагедии «Британик» («Britannicus», поставлена в 1669, русский перевод 1812) на примере одержимого страстями Нерона показано рождение деспотической власти. Написанная также на сюжет из древнеримской истории «Береника» («Bérénice», поставлена в 1670) стала единственной трагедией Расина, в которой герои, избрав путь самопожертвования, сумели обуздать свои страсти. В предисловии к «Беренике» выступил против героической эстетики Корнеля, утверждая принципы простоты, камерности действия и его правдоподобия (апеллируя к корнелевскому «Сиду», критиковал нагромождение событий, выпавших на долю героя за один день). Отмеченная элегической интонацией, лишённая риторического пафоса пьеса имела большой успех. Расин одержал победу в состязании с Корнелем, выступившим тогда же с трагедией «Тит и Береника».
Трагедия «Баязет» («Bajazet», поставлена в 1672, русский перевод 1827), действие которой происходит в Турции 17 в., свидетельствует об увлечении Расина восточной культурой. В пьесе затронуты темы, связанные с тиранической властью и губительным воздействием страстей (султанша Роксолана влюблена в брата своего мужа). Трагедия «Митридат» («Mithridate», поставлена в 1673, русский перевод 1813) о Митридате VI была высоко оценена Людовиком XIV, но широкого признания не получила. Трагедия «Ифигения» («Iphigénie», поставлена в 1674, русский перевод 1796) ознаменовала собой возвращение автора к мифологическим сюжетам.
Вершина творчества Расина – трагедия «Федра» («Phèdre», поставлена в 1677, русский перевод 1805), в которой представлен образ одержимой преступной любовной страстью женщины, осознающей греховность своих чувств и гибнущей в борьбе с ними. Подвергнутый критике за «Федру» и обвинённый в изображении порока в привлекательном виде, в 1677 г. Расин прекратил писать пьесы, был назначен королевским историографом и вновь сблизился с янсенистами.
Спустя 12 лет вернулся к драматургии, написав религиозно-политические трагедии «Эсфирь» («Esther», поставлена в 1689, русский перевод 1783) и «Гофолия» («Athalie», 1-й закрытый показ в 1690, публичная постановка в 1716, в русском переводе 1784 – «Афалия»).
Среди других произведений: кантата «Идиллия мира» («Idylle sur la paix», 1685, музыка Ж.-Б. Люлли), переводы сочинений Платона, Аристотеля, Диогена Лаэртия, эпиграммы (преимущественно на недоброжелателей Расина, критикующих его трагедии), духовные песни и гимны, «Краткая история Пор-Рояля» («Abrégé de l’histoire de Port-Royal», 1742).
С 1673 г. член Французской академии, с 1683 г. член Малой академии (ныне Академия надписей и изящной словесности при Институте Франции).
В России произведения Расина переводятся с 18 в. Особой популярностью пользовалась трагедия «Федра», которую неоднократно ставили на русской сцене. Среди исполнительниц роли Федры – Е. С. Семёнова, А. Г. Коонен.