Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережко́вский Дми́трий Серге́евич [2(14).8.1865, Санкт-Петербург – 7.12.1941, Париж; похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа], русский писатель, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, переводчик.
Сын чиновника дворцового ведомства; брат биолога Константина Сергеевича Мережковского (1855–1921). Муж З. Н. Гиппиус.
Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1888). В 1900–1910-е гг. ведущий сотрудник журналов «Мир искусства», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы», «Русская мысль»; один из учредителей Религиозно-философских собраний (1901–1903) и созданного на их основе Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (1907–1917).
В 1906–1908 гг. жил в Париже. Благодаря многочисленным переводам произведений на иностранные языки приобрёл известность в Европе, многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе (1914, 1915, с 1930 по 1937 ежегодно).
Приветствовал Февральскую революцию 1917 г., но не принял большевистский режим, хотя пытался участвовать в литературных начинаниях новой власти. В декабре 1919 г. эмигрировал в Польшу, где в 1920 г. вместе с Б. В. Савинковым принимал деятельное участие в организации антибольшевистской борьбы. В ноябре 1920 г. переехал в Париж. Сотрудничал с редакциями газеты «Последние новости», журналов «Современные записки», «Иллюстрированная Россия», «Новый дом», «Новый корабль», «Встречи»; вместе с Гиппиус организовал литературно-философское общество «Зелёная лампа». В 1934–1937 гг. подолгу жил в Италии. После нападения А. Гитлера на СССР связывал с ним некоторые надежды на уничтожение большевистского режима.
Дебютировал в печати как поэт, опубликовав в журнале «Живописное обозрение» (1880, № 40) стихотворение «Тучка». Раннее творчество Мережковского отмечено влиянием народнической поэзии и С. Я. Надсона, с которым он дружил: сборник «Стихотворения. 1883–1887» (1888). Глубокое впечатление на Мережковского произвели встречи с Ф. М. Достоевским (конец 1880) и Г. И. Успенским (1884); он был близок с А. Н. Плещеевым, А. С. Сувориным, А. П. Чеховым. В 1889–1891 гг. пережил, по собственному определению, «религиозный переворот», после чего обратился к религиозно-философской проблематике. С конца 1880-х гг. выступал как литературный критик и эссеист.
Вместе с Н. М. Минским, А. Л. Волынским и кругом журнала «Северный вестник» оказал влияние на формирование петербургского направления русского символизма: поэтические сборники «Символы (Песни и поэмы)» (1892), «Новые стихотворения. 1891–1895» (1896), книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893).
Широкую известность Мережковскому принесли историософская трилогия «Христос и Антихрист» [романы «Смерть Богов. Юлиан Отступник» (1895, под названием «Отверженный»; отдельное издание – 1896), «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1900, отдельное издание – 1901), «Антихрист» (1904–1905, под названием «Антихрист. Пётр и Алексей»; отдельное издание – 1905)] и литературно-философское исследование «Л. Толстой и Достоевский» (отдельное издание – 1901–1902).
К рубежу 19–20 вв. относится формирование «неохристианской» концепции Мережковского (идея «третьего Завета», «Царства Святого Духа»), перекликающейся с учением Иоахима Флорского, и начало деятельности по созданию «нового религиозного сознания» и «Церкви Третьего Завета».
С начала 1900-х гг. поэтическая активность Мережковского слабеет; итоговые сборники состоят в основном из произведений 1880–1890-х гг.: «Собрание стихов. 1883–1903» (1904) и «Собрание стихов. 1883–1910» (1910). Популярностью пользовались эссе Мережковского о русской и мировой литературе: сборник «Вечные спутники: портреты из всемирной литературы» (1896, на обложке 1897), исследование «Судьба Гоголя. Творчество, жизнь и религия» (1903, отдельное издание под названием «Гоголь и чёрт» – 1906), статьи «Пророк русской революции. К юбилею Достоевского» (1906), «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (1909), «Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев», «Завет Белинского. Религиозность и общественность русской интеллигенции» (обе 1915).
С 1905 г. печатался как публицист, выступая против политической реакции, милитаризма и крайностей революционного экстремизма: книга «Грядущий Хам» (1905, отдельное издание – 1906), сборники «Не мир, но меч. К будущей критике христианства», «В тихом омуте» (оба 1908), «Больная Россия» (1910); «Было и будет. Дневник 1910–1914» (1915), «Зачем воскрес? Религиозная личность и общественность» (1916), «Невоенный дневник. 1914–1916» (1917) и др. Сборник статей Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус и Д. В. Философова «Царь и революция» (1907, на французском языке; русский перевод 1999) был запрещён российской цензурой. Отрицательное отношение Мережковского к самодержавию нашло выражение в историософской трилогии «Царство Зверя» [драма «Павел I» (1908), романы «Александр I» (1911–1912, отдельное издание – 1913) и «14 декабря» (1918)] и в пьесе «Царевич Алексей» (1918, опубликована в 1920).
Способствовал пропаганде русской культуры за рубежом, параллельно выступая с антибольшевистской публицистикой: сборник статей Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова и В. А. Злобина «Царство Антихриста» (1922).
В историософской дилогии «Рождение Богов. Тутанкамон на Крите» (1924, отдельное издание – 1925) и «Мессия» (1926–1927, отдельное издание – 1928), религиозно-философской трилогии «Тайна Трёх: Египет и Вавилон» (1923, отдельное издание – 1925), «Тайна Запада: Атлантида – Европа» (1930, на обложке 1931) и «Иисус Неизвестный» (1932–1934) предпринял попытку объяснить современное состояние цивилизации через обращение к древней истории человечества и его религиям; в последней части трилогии предметом исследования стали апокрифические евангелия. Биографические романы «Наполеон» (отдельное издание – 1929) и «Данте» (издание на итальянском языке 1937, на обложке 1938; издание на русском языке 1939) сочетают элементы жизнеописания с интерпретацией всемирно-исторической миссии их героев. В агиографической трилогии «Лица святых от Иисуса к нам» («Павел – Августин», 1936; «Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк», оба 1938) Мережковский переосмыслил жанр жития с точки зрения «идеальной», метафизической истории. К этому замыслу примыкают опубликованные посмертно философско-биографические эссе «Испанские мистики. Святая Тереза Иисуса» (1959) о Терезе Авильской, «Святой Иоанн Креста» (1961–1962) о Хуане де ла Крусе, «Маленькая Тереза» (1984) о французской святой Терезе из Лизьё, а также изданная на французском языке эссеистическая трилогия «Реформаторы» [«Лютер» (1941), «Кальвин» (1942), «Паскаль» (1941); отдельное издание трилогии на русском языке – 1990].
Среди других произведений Мережковского: переложения итальянских новелл в сборнике «Любовь сильнее смерти» (1902), пьесы, киносценарии. Переводил драматургию Эсхила, Софокла, Еврипида, прозу Лонга, поэзию И. В. Гёте, Э. По и др.