Сартр Жан-Поль
Сартр Жан-Поль, Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (Jean-Paul Charles Aymard Sartre) (21.6.1905, Париж – 15.4.1980, там же), французский философ, писатель, публицист. Сын морского офицера, воспитывался в семье деда, профессор германистики Ш. Швейцера, двоюродный племянник А. Швейцера. Окончил Высшую нормальную школу (1929). В 1931–1945 гг., с двумя перерывами, преподавал философию в лицеях Гавра, Лана и Парижа. В 1933–1934 гг. стажировался во Французском институте в Берлине, где изучал феноменологию Э. Гуссерля. В конце 1930-х гг. начали выходить его философские книги «Трансценденция Эго» («La Transcendance de l’Ego», 1936, русский перевод 2003), «Очерк теории эмоций» («Esquisse d’une théorie des émotions», 1939, русский перевод 1984), «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» («L’Imaginaire. Psychologie phénoménologique de l’imagination», 1940, русский перевод 2001) и литературные произведения: роман «Тошнота» («La Nausée», 1938, русский перевод 1989) и сборники новелл «Стена» («Le Mur», 1939). Во время 2-й мировой войны в армии, в 1940 г. несколько месяцев провёл в немецком плену. В годы оккупации участвовал в движении Сопротивления, одновременно преподавал в лицеях, подчинённых коллаборационистскому правительству «Виши», и ставил свои пьесы («Мухи» – «Les Mouches», 1943, «За закрытыми дверями» – «Huis clos», 1944) на подцензурной парижской сцене. В 1943 г. выходит его главный философский труд «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии» («L’Être et le Néant. Essai d’ontologie phénoménologique», русский перевод 2000). После освобождения Франции выдвинулся как лидер экзистенциализма в литературе и философии, идеолог некоммунистической левой интеллигенции, тяготевшей к неортодоксальному марксизму; её печатным органом стал литературно-философский и политический журнал Les Temps Modernes, созданный Сартром в 1945 г. совместно с Р. Ароном, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар (с которой Сартр связал свою жизнь) и др. Притяжение и отталкивание, испытываемые Сартром по отношению к марксизму и коммунизму, отразились в его публицистических и теоретических работах послевоенного периода – «Материализм и революция» (1946), «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique», 1960) и др.; несмотря на грубые нападки, которым он подвергался в коммунистической печати, Сартр пытался служить посредником между западной интеллигенцией и СССР. После венгерского восстания 1956 г. Сартр окончательно разочаровался в коммунизме, а позднее, под влиянием студенческих выступлений 1968 г., принял сторону ультралевых политических движений (книга «Бунт всегда прав» – «On a raison de se révolter», 1974). В 1964 г., после выхода автобиографической повести «Слова» («Les Mots», 1963, русский перевод 1966), Сартру была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.
Философия Сартра, генетически связанная с феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциализмом М. Хайдеггера, представляет собой «истолкование человеческой жизни», которое может реализовываться в формах и отвлечённой рефлексии, и художественного творчества, и психоанализа конкретной исторической личности. Согласно Сартру, для человеческого сознания «существование предшествует сущности», т. е. человек обретает своё бытие лишь в ходе взаимоотношений с другими, с внешним миром. Эти конкретные интенциональные отношения, несводимые к отношениям абстрактно-познавательным, составляют у Сартра главный предмет феноменологического анализа. В «Бытии и ничто» Сартр выделяет 3 формы таких отношений: внеположная сознанию данность («бытие-в-себе»), индивидуальное сознание («бытие-для-себя»), интерсубъективное сознание («бытие-для-другого»); взаимодействие между ними описывается через понятие «ничто», входящее непременным фактором в любой акт сознания. Сартровское «ничто» вовлечено в бытие и питается им, даже простейшие акты сознания так или иначе «ничтожат» мир вещей «в-себе». «Бытие-для-себя» каждый раз заново определяет себя в своём действии, оно никогда «не есть то, что оно есть, и есть то, что оно не есть», выступая всегда как проект.
Овеществление человека, превращение «бытия-для-себя» в «бытие-в-себе» Сартр прослеживает и в интерсубъективных отношениях – во взаимодействии с Другим и с его взглядом. Взгляд Другого, превращающий меня в объект, отчуждает от меня и весь окружающий мир; отчуждение касается и моего тела – оно расщепляется на познанное, но внутренне пустое «тело с точки зрения внешнего мира» и внутренне полное, но неопределённое и непознанное «переживаемое» тело. В отношениях между людьми, моделью которых Сартр считает отношения половой любви, каждый из партнёров стремится завладеть свободой другого, превратить её в вещь. Анализ интерсубъективности подводит Сартра к центральной для него проблеме свободы – непременного условия каждого человеческого поступка. «Мы не выбираем, быть ли нам свободными; на свободу мы обречены». Вынужденный делать выбор, человек вовлечён («ангажирован») в жизнь окружающего мира, он в ответе не просто за собственный поступок, но и за тот общезначимый смысл, который вносится в мир этим поступком. Идея свободы и ответственности человека стала основой этической парадигмы Сартра, осмысляемой им как новый гуманизм (лекция «Экзистенциализм – это гуманизм», 1946, русский перевод 1953).
Для конкретного исследования человека служит метод «экзистенциального психоанализа», позволяющий докопаться до «изначального выбора», которым запрограммировано всё мировосприятие и поведение индивида. Этот метод применялся Сартром в его литературной критике, особенно в цикле критических монографий о Ш. Бодлере (1947, русский перевод 2004), С. Малларме (1949, полностью опубликовано посмертно), Ж. Жене (1952) и Г. Флобере (т. 1–3, 1971–1972, не окончена). В качестве толчка к «изначальному выбору» Сартр обычно рассматривает то или иное биографическое происшествие, ставшее психологической травмой для индивида; дальнейшая жизнь и творчество писателя анализируются как работа по оправданию этого выбора, эстетизация обусловленной им жизненной позиции. Все «герои» этих психоаналитических книг Сартра остаются в характерной для романтической идеологии позиции «Иного» по отношению к обществу, в которое они, однако, интегрированы, – в функции отверженного, бунтаря, мизантропа; опыт преодоления такого компромисса изложен в автобиографии Сартра («Слова»). Литературу в целом, и особенно художественную прозу, Сартр рассматривает как борьбу писателя и читателя за свободу от породившего их общества: «Нельзя писать для рабов» («Что такое литература?» – «Qu’est-ce que la littérature?», 1947).
В литературном творчестве Сартра прослеживаются ведущие темы его философской рефлексии: отчуждённость «бытия-в-себе» («Тошнота»), взгляд Другого и любовь как борьба за порабощение («За закрытыми дверями»), свобода как принятие ответственности за судьбу всего мира («Мухи») и т. д. Судьбы сартровских героев демонстрируют процесс осознания человеком своей экзистенциальной «ситуации» и попыток распорядиться навязанным ему выбором; герой «Тошноты», разочарованный интеллектуал, болезненно переживает абсурдность мира замкнутых в себе вещей и мёртвых знаков культуры, одно лишь художественное творчество даёт надежду наполнить этот мир новым смыслом. Драматизм судьбы героя обусловлен особыми художественными конструкциями, которые ставят предел его свободе, замыкают её внешними рамками. Таковы в особенности сакральные – но, как правило, нерелигиозные – мотивы магических практик (в некоторых новеллах из сборника «Стена»), сюрреалистические видения, вторгающиеся в повседневный быт («Тошнота»), и т. п. Сюжеты Сартра часто навеяны современностью – гражданской войной в Испании («Стена»), началом 2-й мировой войны (романная трилогия «Дороги свободы» – «Les Chemins de la liberté», 1945–1949), убийством Л. Д. Троцкого (пьеса «Грязные руки» – «Les Mains sales», 1948), французским Сопротивлением (пьеса «Мёртвые без погребения» – «Morts sans sépulture», 1946), расовой дискриминацией в США (пьеса «Законопослушная шлюха» – «La Putain respectueuse», 1946), но в этих конкретных исторических обстоятельствах писатель выявляет вечные проблемы человеческого самоосуществления. Он использует как традиционные символические формы – миф («Мухи»), мистерию (пьеса «Дьявол и господь Бог» – «Le Diable et le Bon Dieu», 1951), так и современные приёмы письма: внутренний монолог, монтаж, резкие перебивы художественной условности. Реалистическую повествовательную технику (восходящую к Ф. М. Достоевскому, У. Фолкнеру, Дж. Дос Пассосу) он сочетает с модернистским интересом к мифу, магии и притче.
Сартр был образцовым примером беспартийного «публичного интеллектуала», использующего свой авторитет философа и писателя для самостоятельных суждений о политических событиях у себя на родине и во всём мире. Он выступал за независимость Алжира от Франции, против войны США во Вьетнаме, в поддержку кубинской революции и в защиту советских диссидентов. Исследованием его творчества занимаются научные общества (во Франции, Северной Америке и др.), ему посвящены сотни книг, несколько продолжающихся изданий.