Мерсье Луи-Себастьян
Мерсье́ Луи́-Себастья́н (Louis-Sebastien Mercier) (6.6.1740, Париж – 25.4.1814, там же), французский писатель, общественный деятель.
Родился в зажиточной семье торговца оружием; учился в парижском Коллеже четырёх наций. В 1763–1765 гг. преподавал в коллеже в Бордо. С 1765 г. жил в Париже. В 1781–1786 гг. в Швейцарии; в 1787 г. путешествовал по Германии. Вернувшись во Францию, начал издавать журнал Annales politiques, civiles et littéraires. Во время Французской революции 18 в. примкнул к якобинцам, в 1792 г. был избран депутатом Конвента от департамента Сена и Уаза, принимал участие в работе Комитета по народному образованию. Во время якобинской диктатуры из-за симпатий к жирондистам находился под арестом (октябрь 1793 – декабрь 1794). Изначально поддерживал политику Наполеона I Бонапарта, однако позднее разочаровался в ней. В конце жизни занимал скромную должность контролёра при управлении Национальной лотереи.
Дебютировал стихотворным посланием «Гекуба к Пирру» («Hécube а̀ Pyrrhus», 1760). В раннем творчестве выступал как эпигон классицизма: речи, стихи на случай, поэтические послания на темы античной и средневековой мифологии и истории. Роман «Дикарь» («L’homme savage», 1767) отразил идеи Ж.-Ж. Руссо об идеальном нецивилизованном человеке.
В конце 1760-х гг. Мерсье получил широкую известность как драматург, развивавший принципы мещанской драмы в духе Д. Дидро: пьесы «Женневаль, или Французский Барнавельт» («Jenneval, ou le Barnevelt françоis», 1769), «Неимущий» («L’indigent», 1772, русский перевод 1783), «Судья» («Le juge», 1774, русский перевод 1788), «Тачка уксусника» («La brouette du vinaigrier», 1775, русский перевод 1785) и др. Свои эстетические взгляды Мерсье изложил в трактате «О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве» («Du théâtre, ou Nouvel essai sur l’art dramatique», 1773), выступив противником условностей классицистического театра.
Известностью пользовался обширный цикл очерков «Картина Парижа» («Le tableau de Paris», vol. 1–12, 1781–1788, русский перевод 1786, в русском переводе 1935–1936 – «Картины Парижа»), а также его продолжение – книга «Новый Париж» («Le nouveau Paris», vol. 1–6, 1797), где Мерсье предвосхитил художественные принципы реализма и натурализма. В очерках «Философские сны» («Les songes philosophiques», 1768) в традициях Лукиана представил сатирическое описание французской действительности. Роман-утопия «Год две тысячи четыреста сороковой: Сон, которого, возможно, и не было» («L’an deux mille quatre cent quarante: Rêve, s’il en fut jamais», издан в Амстердаме, 1771; сокращённый русский перевод И. Г. Рахманинова, 1788) описывает идеальное государство, в котором получили воплощение принципы общественного договора Ж.-Ж. Руссо.
Среди сочинений Л.-С. Мерсье – книги о Руссо, Вольтере, многочисленные работы по истории Франции, памфлеты.
Творчество Мерсье было широко известно в России начиная с 18 в., к нему обращались К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский и др.