Ларошфуко Франсуа де
Ларошфуко́ Франсуа́ де (François de La Rochefoucauld) (15.9.1613, Париж – 17.3.1680, там же), французский писатель, политический деятель.
Потомок одного из старейших и влиятельных французских аристократических родов. До смерти отца (герцога, члена парламента) в 1650 г. носил титул принца де Марсийяка (de Marcillac). Детство провёл в провинции, в семейном замке Вертёй, где получил поверхностное образование, типичное для предназначенного к военной службе сына дворянина. Впоследствии много занимался самообразованием.
В 1629 г. участвовал в итальянской военной кампании. При дворе принял сторону Анны Австрийской в её противостоянии с кардиналом А. Ж. Ришельё. Был замешан в ряде авантюр, за что после кратковременного заключения в Бастилии сослан в Вертёй. Сражался в Тридцатилетней войне 1618–1648 гг. под предводительством Луи II де Бурбона, принца Конде, в 1646 г. получил тяжёлые ранения. Со 2-й половины 1640-х гг. занимал должность губернатора провинции Пуату. Выступая против политики Дж. Мазарини, в 1648 г. присоединился к Фронде; свою гражданскую позицию изложил в «Апологии г-на принца де Марсийяка» («Apologie de Monsieur le prince de Marcillac», 1648). В 1652 г. в битве в Сент-Антуанском предместье получил ранение в лицо и едва не потерял зрение. По амнистии вновь был сослан в Вертёй. В конце 1650-х гг. переехал в Париж, получал пенсию от Людовика XIV. С 1662 г. кавалер ордена Святого Духа.
Бурные политические события во Франции в 1624–1652 гг., свидетелем и активным участником которых был Ларошфуко, – в центре внимания написанных им в стиле хроники «Мемуаров» («Mémoires», 1662; полное издание 1816; русский перевод 1971). В них для достижения эффекта беспристрастности и объективности Ларошфуко часто избегает высказываний от первого лица.
В 1650–1670-х гг. посещал литературно-философские салоны, в частности, руководимые М. де Скюдери, М. де Сабле, М.-М. де Лафайет, где прослыл виртуозным собеседником. Первое опубликованное произведение – «Портрет герцога Ларошфуко, написанный им самим» («Portrait de La Rochefoucauld fait par lui-même», 1659, русский перевод 1971) – написано в салонном жанре портрета.
Опыт светских бесед, а также собранные в течение жизни обширные наблюдения над поведением людей в различных ситуациях, осмысленные в духе либертинажа и философии Т. Гоббса («человек человеку волк»), воплотились в главном труде Ларошфуко – сборнике афоризмов «Размышления, или Моральные изречения и максимы» («Réflexions, ou Sentences et maximes morales», 1665; русский перевод 1781). Развивая традиции французской эссеистики (М. Монтень, Б. Паскаль) и опираясь на традиции жанра сентенции, в русле эстетики классицизма писатель стремился обобщить и типизировать многообразие форм человеческого поведения, возводя их к одной универсальной черте – эгоизму. Суждения Ларошфуко о человеке, «добродетели которого суть искусно переряженные пороки» (Ларошфуко. 1971. С. 150), пессимистичны, однако лишены дидактизма. На материале различных сфер жизни (политика, дружба, любовь, вера и др.) и при помощи тонкого психологического анализа Ларошфуко обнажал основы французской аристократической культуры (и шире – всей цивилизации), усматривая их в узаконенной неискренности, тотальной игре, постоянном несоответствии лица и маски.
Творчество Ларошфуко имеет не только литературно-художественное значение, но и является ценным источником сведений о быте французского общества середины 17 в. Лаконичный афористичный стиль, неожиданные остроты, скупая форма, скрывающая в себе глубокое философское содержание, универсализм психологических обобщений обеспечили ему популярность как среди современников, так и среди читателей последующих эпох.