Ремизов Алексей Михайлович
Ре́мизов Алексе́й Миха́йлович [24.6(6.7).1877, Москва – 26.11.1957, Париж], русский писатель.
Из купеческого рода. Окончив Александровское коммерческое училище, в 1895 г. поступил вольнослушателем на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1896 г. арестован за участие в студенческой демонстрации, осуждён, несколько лет провёл в ссылке в Пензе, Усть-Сысольске и Вологде. В 1903–1904 гг. жил на Юге России (Херсон, Одесса, Киев и др.), служил заведующим репертуаром Товарищества новой драмы под руководством В. Э. Мейерхольда. В 1905 г. переехал в Санкт-Петербург, работал в журнале «Вопросы жизни»; сблизился с В. В. Розановым, А. А. Блоком, З. Н. Гиппиус и др.
Первые книги «Посолонь» и «Лимонарь» (обе – 1907), объединившие переложения народных сказок, преданий, апокрифов и представлявшие собой попытку преображения фольклорного и древнерусского «материала» в модернистском ключе, обнаружили связи поэтики Ремизова с младосимволизмом, в частности с теорией «соборного искусства» Вяч. И. Иванова. В романах («Пруд», «Часы», оба – 1908) и повестях («Крестовые сёстры», 1910; «Пятая язва», 1912) выразилось трагическое миросозерцание Ремизова, близкое к философии экзистенциализма. В пьесах «Бесовское действо над некиим мужем» (поставлена в 1907, режиссёр Ф. Ф. Комиссаржевский, декорации М. В. Добужинского), «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1909), «Действо о Георгии Храбром» (1910), «Царь Максимилиан» (1919) Ремизов создал оригинальный вариант драмы, синтезировав древний миф, элементы средневековой мистерии и театральный язык начала 20 в.
Октябрьскую революцию 1917 г. не принял («Слово о погибели русской земли», 1917), хотя в 1918–1921 гг. работал в театральных учреждениях Петрограда, активно печатался в проэсеровских газетах, публиковал книги. В 1921 г. покинул Россию, в 1921–1923 гг. жил в Берлине, затем в Париже. На рубеже 1910–1920-х гг. поэтика Ремизова претерпела изменения, приобретя экспериментальный, авангардный характер, что наиболее отчётливо отразилось в романе-хронике революционных лет «Взвихрённая Русь» (1927). В 1930–1950-х гг. написаны произведения, составившие своеобразную автобиографическую эпопею: «Подстриженными глазами» (1951) – о детстве, «Иверень» (опубликовано в 1986) – о времени ссылки и скитаний, «Встречи. Петербургский буерак» (опубликовано частично в 1981) – о петербургском периоде, «Мышкина дудочка» (1953), «Учитель музыки» (опубликовано в 1983) – о жизни в эмиграции. С поэтикой сюрреализма перекликается «книга снов» «Мартын Задека» (1954).
Эстетическим завещанием Ремизова стал сборник статей «Огонь вещей» (1954) о роли сновидений в художественной литературе (Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и др.), который как бы замыкает литературно-философскую эссеистику Серебряного века, посвящённую русской классике. Памятники русской и зарубежной литературы переосмыслены в свете трагической истории 20 в. в цикле «Легенды в веках»: «Савва Грудцын» (1951), «Бова Королевич», «Тристан и Исольда» (оба – 1957) и др.
Был одарённым рисовальщиком, создал серии рисунков к собственным произведениям.
Творчество Ремизова, отмеченное стремлением к поиску новых средств синтаксической и лексической выразительности за счёт обращения к языку русских книг 17 в., к диалектным и просторечным формам, оказало значительное влияние на стиль прозы Б. А. Пильняка, Е. И. Замятина, Л. М. Леонова, К. А. Федина, М. М. Зощенко и др.