Мольер
Молье́р (Molière, настоящие имя и фамилия Жан-Батист Поклен, Jean-Baptiste Poquelin) (15.1.1622, Париж – 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр. Родоначальник современной комедии, один из крупнейших представителей классицизма.
Родился в семье потомственных купцов-ремесленников, отец – придворный обойщик и королевский камердинер Людовика XIII. Мольер получил классическое образование у иезуитов в Клермонском коллеже (ныне лицей Людовика Великого). В 1639 г., прослушав курс юриспруденции в Орлеанском университете, стал лиценциатом права. Не испытывая интереса ни к юридическому поприщу, ни к отцовскому ремеслу, решил стать актёром.
В 1644–1645 гг. руководил в Париже полулюбительской труппой L’Illustre Théâtre («Блистательный театр»), в репертуаре которой были в основном трагедии. Со 2-й половины 1640-х гг., став во главе профессиональной труппы, принялся создавать ориентированные на простонародного зрителя короткие комические пьесы, которые во многом перекликались с французскими средневековыми фарсами и были построены на актёрской импровизации в духе популярной во Франции середины 17 в. комедии дель арте. Большинство произведений Мольера этого периода утрачено, а их точное количество неизвестно.
К 1653 г. в поисках новых способов построения комических ситуаций обратился к опыту итальянской «учёной комедии» 16 в. (П. Аретино, Л. Ариосто и др.), которая в свою очередь представляла собой эксперимент по воскрешению традиций Плавта и Теренция. Сочетание исконного французского фарса и традиций итальянской «высокой комедии», с присущим ей отчётливым интересом к анализу многообразия человеческих характеров, стало отличительной особенностью драматургии Мольера зрелого периода.
В 1653–1658 гг. труппа давала представления в Лионе. Широкой популярностью пользовались созданные Мольером переработки пьес итальянских авторов: «Сумасброд, или Всё невпопад» («L’Étourdi ou les Contre-temps», 1653 или 1655, по сюжету Н. Барбьери), «Любовная размолвка» («Le Dе́pit amoureux», 1656, на сюжет Н. Секки). В комедиях лионского периода снижается значение буффонады и внешних клоунских эффектов (побоев, падений, оскорблений), повышенное внимание уделяется интриге, на которой держится комизм пьесы. Значительного успеха Мольер достиг в описании психологического облика персонажей; к числу наиболее существенных достижений относится созданный им тип слуги-резонёра, наделённого простонародным здравым смыслом. В 1658 г. мольеровский коллектив выступил в Париже перед королевским двором; Людовик XIV оставил труппу в Париже, выделив ей помещение в театре «Пти-Бурбон» (с 1661 г. представления давались в зале Пале-Рояль).
Первая успешно поставленная в столице комедия – «Смешные жеманницы» («Les Précieuses ridicules», 1659), в которой высмеивалась прециозность, а также лично М. де Скюдери и кружок её почитателей. Несмотря на сатирическое изображение гротескно утончённого поведения придворной аристократии, Мольер сам отдал дань светско-галантному направлению, создавая (часто в сотрудничестве с композитором Ж.-Б. Люлли и хореографом П. Бошаном) комедии-балеты: «Докучные» («Les Fâcheux», 1661), «Брак поневоле» («Le Mariage forcé», 1664), «Принцесса Элидская» («La Princesse d’Elide», поставлена в Версале в 1664), «Мелисерта» («Mélicerte»), «Господин де Пурсоньяк» («Monsieur de Pourceaugnac»), «Комическая пастораль» («Pastorale comique», все 1666), «Сицилиец, или Амур-живописец» («Le Sicilien ou l’Amour peintre», 1667), «Амфитрион» («Amphitryon»), «Жорж Данден» («George Dandin», обе 1668), «Блистательные любовники» («Les Amants magnifiques», 1670) и др. В пьесу этого типа, близкую по установкам эстетике придворного барокко, Мольер, наряду с героическими и пасторальными мотивами, привнёс элементы фарса, а также яркие зарисовки нравов и быта.
Всемирную популярность снискали сатирические комедии нравов. Затрагивая проблемы семейных взаимоотношений в пьесах «Школа мужей» («L’École des maris», 1661), «Школа жён» («L’École des femmes», 1662), «Критика Школы жён» («La Critique de L’École des femmes», 1663) и «Версальский экспромт» («L’Impromptu de Versailles», 1663), выступил с осуждением патриархальных порядков, отстаивая принципы женской свободы и равноправия полов.
Едкая сатира на лицемерных церковников-пройдох в комедии «Тартюф, или Обманщик» («Le Tartuffe ou l’Hypocrite», 1664; 2-я редакция под названием «Обманщик», «L’Imposteur», 1667, 3-я – под изначальным названием, 1669) стала причиной долгих цензурных преследований, к которым причастна Анна Австрийская.
Представив в «Тартюфе» обобщённый образ ханжи и лицемера, Мольер разработал сюжетную схему, к которой обращался также в комедиях «Скупой» («L’Avare», 1668), «Мещанин во дворянстве» («Le Bourgeois gentilhomme», 1670, с элементами балета), «Мнимый больной» («Le Malade imaginaire», 1673, с элементами балета). Сюжет в них развивается обыкновенно вокруг персонажа (часто старика), одержимого какой-либо страстью (скупость, желание лечиться, претензии на незаслуженные социальные роли и др.), ею одной и определяется суть его характера. Интрига завязывается, когда другой персонаж (т. н. парасит) желает воспользоваться маниакальным стремлением главного героя во имя собственной выгоды; благополучная развязка оказывается возможной после вмешательства резонёров (часто слуг) и разоблачения пройдохи (функцию главного резонёра в «Тартюфе» исполняет посланник короля, который вмешивается в действие по принципу бог из машины). Комедии характеров Мольера, представляющие настоящую галерею «отклонений» от здравого смысла, имели во многом назидательное значение; концепт характера как главного источника комического станет доминирующим в последующей комедиографии.
Пятнадцатилетний парижский период творчества Мольера ознаменован пьесами, диапазон комизма которых простирается от площадного фарсового юмора («Плутни Скапена», «Les Fourberies de Scapin», 1671) до философской иронии, по пафосу характерной скорее для трагедии, в т. н. высоких комедиях. В числе последних – «Дон Жуан, или Каменный пир» («Don Juan ou le Festin de pierre», 1665), где автор, трактуя известный сюжет о Дон Жуане, описывает развратное поведение и цинизм главного героя как проявление свободомыслия; «Мизантроп» («Le Misanthrope», 1666), где комический эффект возникает из несоответствия наделённого экстраординарным умом и чувствительностью центрального персонажа окружающему миру.
Отношение к творчеству Мольера его современников было неоднозначным: оно вызывало и почитание, и негодование, и даже обвинения в богохульстве. Богатый образный язык, включающий просторечия и смелые «галльские» выражения, не всегда вписывался в каноны классицизма. Н. Буало в «Поэтическом искусстве» обвинял Мольера в потакании вкусам необразованной толпы.
Влияние Мольера на развитие европейской комедии огромно, так как все последующие комедиографы неизбежно учитывали его опыт соединения фарсового и «высокого» комизма, а также выстраивания интриги на основе характеров. Колоритные герои его пьес, представляющие собой иллюстрации вечных человеческих страстей, стали излюбленными образами мирового театра.
В России пьесы Мольера переводятся и ставятся с конца 17 в.