Бальзак Оноре де
Бальза́к Оноре́ де (Honoré de Balzac) (20.5.1799, Тур – 18.8.1850, Париж), французский писатель, журналист.
Отец – чиновник Бернар-Франсуа Бальсa (1746–1829) – в 1776 г. изменил свою фамилию на Бальзак, а в 1802 г. дал её второй дочери Лоранс. Мать – Анна-Шарлотта-Лора Салламбье (1778–1854) – из семьи парижских буржуа. Учился в Вандомском коллеже (1807–1813), парижском лицее Карла Великого (1814–1816), Парижской школе права (1816–1819); отказался от юридической карьеры и обратился к сочинительству.
Первые литературные опыты Бальзака начала 1820-х гг.: неопубликованные философские заметки «Рассуждение о бессмертии души» («Discours sur l’immortalité de l’âme») и «Чтение философов» («Lectures des philosophes»), два наброска незавершённого исторического романа (в рукописях озаглавлены «Агатиза», «Agathise»; «Фальтюрн», «Falthurne»), действие которого разворачивается в Италии во времена крестовых походов.
Под влиянием Ж.-Ж. Руссо и И. В. Гёте приступил к написанию эпистолярного романа «Стени, или Философские ошибки» («Sténie, ou les Erreurs philosophiques», 1868), однако после 52-го письма оставил этот замысел. Драматургические опыты – трагедия в стихах «Кромвель» («Cromwell», создана в 1820, первое законченное произведение), драмы «Вотрен» («Vautrin», 1839) и «Мачеха» («La Marâtre», 1848) – успехом не пользовались. Театральная эстетика Бальзака отразилась на его романах, отличающихся напряжённым, во многом драматургическим конфликтом, динамизмом действия, зрелищностью эпизодов, напоминающих мизансцены, рельефностью характеров.
Романы 1820-х гг. подражательного и пародийного характера, в духе «неистового романтизма», – «Бирагская наследница» («L’Héritière de Birague», 1821), «Арденнский викарий» («Le Vicaire des Ardennes», 1822), «Аннета и преступник» («Annette et le criminel», 1823; переиздан в 1836 под названием «Пират Аргоу», «Argow le pirate»), «Клотильда Лузиньянская», («Clotilde de Lusignan», 1823), «Вековечный» («Centennaire»,1824, в рус. пер. 2007 – «Столетний старец») и другие – издавались под псевдонимами Лорд Р'Оон, Орас де Сент-Обен, Вьелергле; в пору зрелого творчества Бальзак решительно отказывался от авторства этих произведений.
Во 2-й половине 1820-х гг. готовил к печати иллюстрированное издание сочинений Мольера и Ж. де Лафонтена, владел типографией, однако потерпел финансовый крах и вошёл в долги.
Первое подписанное именем Бальзака произведение – исторический роман «Последний шуан, или Бретань в 1800 году» («Le Dernier Chouan, ou La Bretagne en 1800», 1829; переиздан в 1834 под названием «Шуаны, или Бретань в 1799 году», «Les Chouans, ou La Bretagne en 1799»), отразивший влияние В. Скотта. Несмотря на негативную реакцию критиков, Бальзак оценивал этот роман высоко, считая, что «здесь – весь Купер и весь Вальтер Скотт, и сверх того – страсть и своеобразный дух, которых нет ни у одного из них» (письмо Э. Ганской от 20 декабря 1843 – Бальзак О. де. Собрание сочинений. В 24 т. Т. 23 Москва, 1960. С. 329).
Первым произведением, принёсшим Бальзаку успех, стал трактат «Физиология брака» («Phisiologie du mariage», 1829), в котором в манере физиологического очерка рассмотрены различные стороны супружеской жизни. В цикле новелл «Сцены частной жизни» («Scènes de la vie privée», 1830) писатель опроверг романтический идеализм в трактовке семейной темы. В романе «Эликсир долголетия» («L’Élixir de longue vie», 1830–1831) в духе готической прозы переосмыслил легенду о Дон Жуане. Сборник «Сто забавных рассказов» («Les Cent contes drolatiques», 1832–1837) построен на иронической стилизации ренессансной новеллистики.
В начале 1830-х гг. писатель активно занимался журналистикой, сотрудничал со многими периодическими изданиями: La Revue de Paris, Revue des Deux Mondes, La Mode, La Caricature и др. Посещал литературный кружок Ш. Нодье, где завязал знакомства с писателями-романтиками. В 1832 г. Бальзак вступил в переписку с польской помещицей Э. Ганской, ставшей в дальнейшем его возлюбленной.
Большим успехом пользовался роман-притча «Шагреневая кожа» («La Peau de chagrin», 1831), насыщенный оккультно-фантастическими мотивами. В нём, а также в романах «Луи Ламбер» («Louis Lambert», 1832) и «Серафита» («Séraphîta», 1835), отразилось увлечение писателя мистическими концепциями Э. Сведенборга и Л.-К. де Сен-Мартена.
В октябре – ноябре 1836 г. в газете La Presse Бальзак опубликовал роман «Старая дева» («La Vieille fille»), став первопроходцем в жанре романа-фельетона, прославившем позднее Ф. Сулье, Э. Сю и А. Дюма-отца.
В начале ноября 1834 г. напечатал в журнале La Revue de Paris «Письмо французским писателям XIX века» («Lettre adressée aux écrivains français du XIXe siècle»), где поставил вопрос о несправедливости условий, которые диктуют издатели, о необходимости защиты авторского права. В 1838 г. вместе с В. Гюго, А. Дюма и Жорж Санд учредил для этой цели Общество литераторов (стал его президентом в 1839).
План масштабного цикла из множества повестей и романов (будущей «Человеческой комедии», «La Comédie humaine») Бальзак подробно изложил в письме к Ганской от 26 октября 1834 г. В нём писатель заявляет о стремлении создать что-то «вроде "Тысячи и одной ночи" Запада», охватить все социальные явления, все возможные ситуации и типы. При этом «человек, общество, человечество будут без повторений описаны, рассмотрены и подвергнуты суждению» (Бальзак О. де. Собрание сочинений. В 24 т. Т. 23 Москва, 1960. С. 273–279).
В 1841 г. заключил договор с Ш. Фюрном на издание «Человеческой комедии», которая выходила в 1842–1845 гг. как цикл произведений в трёх частях: «Этюды о нравах» («Études de mœurs»), «Философские этюды» («Études philosophiques») и «Аналитические этюды» («Études analytiques») (трёхчастное деление, как и название цикла, подчёркивает связь и одновременно полемику с «Божественной комедией» Данте). По объёму части «Человеческой комедии» не равноценны, наиболее масштабная из них первая – «Этюды о нравах». В неё вошли ранее издававшиеся циклы: «Сцены частной жизни» («Гобсек», «Gobseck», 1830; «Тридцатилетняя женщина», «La Femme de trente ans», 1831–1834; «Полковник Шабер», «Le Colonel Chabert», 1832; «Отец Горио», «Le Père Goriot», 1834–1835; и др.), «Сцены провинциальной жизни» («Scènes de la vie de province»; «Турский священник», «Le Curé de Tours», 1832; «Евгения Гранде», «Eugénie Grandet», 1833; «Утраченные иллюзии», «Les Illusions perdues», 1837–1843; и др.), «Сцены парижской жизни» («Scènes de la vie parisienne»; трилогия «История тринадцати», «L’Histoire des Treize», 1834; «Цезарь Биротто», «César Birotteau», 1837; «Банкирский дом Нусингена», «La Maison Nucingen», 1838; и др.), «Сцены военной жизни» («Scènes de la vie militaire»), «Сцены политической жизни» («Scènes de la vie politique»), «Сцены деревенской жизни» («Scènes de la vie de campagne»).
«Философские этюды» представлены романами: «Эликсир долголетия», «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр» («Le Chef-d’œuvre inconnu», 1831–1837), «Прощённый Мельмот» («Melmoth réconcilié», 1835) и др. Наименее пространна часть «Аналитические этюды», куда вошёл трактат «Физиология брака». Позднее все три раздела «Человеческой комедии» дополнились новыми произведениями, 1-й раздел, в частности, – романами «Модеста Миньон» («Modeste Mignon», 1844), «Кузина Бетта» («La Cousine Bette», 1846), «Кузен Понс» («Le Cousin Ponce», 1847), «Изнанка современной истории» («L’Envers de l’histoire contemporaine», 1846–1848).
Первоначальный план «Человеческой комедии» включал 137 произведений. В 1845 г. Бальзак отредактировал общую структуру цикла, придав ему более чёткую форму. В окончательном варианте «Человеческая комедия» состоит из 95 законченных сочинений, ещё 48 существуют в планах и набросках.
Художественное пространство «Человеческой комедии» (более 2400 персонажей, наиболее знаменитые из которых – члены семьи Гранде, ростовщик Жан-Эстер ван Гобсек, удачливый парвеню Эжен де Растиньяк; многие персонажи переходят из одного романа в другой) – не только зеркало социально-исторического бытия Франции (преимущественно в 1800–1845), скрупулёзное воссоздание материальной культуры современной писателю эпохи, но и энциклопедия любовных ситуаций (часто связанных с адюльтером, крахом или смертью героев). В «Человеческой комедии» Бальзак воссоздаёт жизнь различных социальных кругов (аристократия, мелкая буржуазия, судьи, финансисты, духовенство, в меньшей степени – крестьяне) и трудности, связанные с переходом из одной среды в другую («Блеск и нищета куртизанок», «Splendeurs et misères des courtisanes», 1838–1847). Действие романов чаще разворачивается в Париже, но также и в провинции (география Франции представлена очень широко), реже за пределами страны (Италия, Испания, Норвегия, Швейцария и др.).
Действие «Человеческой комедии» разворачивается преимущественно во времена Реставрации (1815–1830) и Июльской монархии (1830–1848). Произведения тесно связаны не только рекуррентными персонажами, но и особой техникой развязок: история одного героя может быть завершена, однако история общества продолжается, у неё нет конца. В новелле «Принц богемы» («Un prince de la bohème», 1840) героиня говорит: «Я не верю развязкам», и эта реплика, по существу, является программной для Бальзака. Сам Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» (1842) называет себя больше историком, чем романистом. В «Этюде о Бейле» («Étude sur M. Beyle», 1840), высоко оценивая талант Стендаля, писатель подчёркивает различие между «литературой образов» (отнеся к ней В. Гюго), «литературой идей» (к которой принадлежит Стендаль) и собственным стремлением к «эклектическому» охвату действительности. Не случайно уже в предисловии к 1-му изданию «Шагреневой кожи» он писал о своём произведении как зеркале, «каждая грань которого отображает мир».
Бальзак мыслил и как художник, и как теоретик. Писатель интересовался идеями Ж. О. Ламетри (органическое единство сущего), Г. В. Лейбница (всеобщая взаимосвязь феноменов универсума), Ж. Л. Л. де Бюффона (влияние среды), Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера (принципы систематизации животных, индуктивный метод), И. К. Лафатера (физиогномика), Ф. Галля (френология), Ф. А. Месмера (магнетизм) и др.
Политические воззрения Бальзака эволюционировали от либерализма к легитимизму, которого он придерживался с 1830 г., однако реальное идейное содержание его творчества не сводится к определённым идеологическим системам. Анализ общественных отношений у писателя носит демистифицирующий характер и предвосхищает марксизм. Ф. Энгельс отмечал, что из описаний французского общества Бальзаком он «даже в смысле экономических деталей узнал больше (например, о перераспределении движимого и недвижимого имущества после революции), чем из книг всех специалистов – историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых» (письмо М. Гаркнесс, начало апреля 1888 // Маркс К. Сочинения. Москва, 1965. Т. 37: Письма Ф. Энгельса к разным лицам. С. 35–37).
Творчество Бальзака неотделимо от его синтетической философской позиции, соединяющей элементы детерминизма и материализма с мистически окрашенным деизмом. Писатель выдвигал принцип «воли» как универсального двигателя человеческой жизни. Отсюда акцент на деятельных героях (как исторических личностях, например, Наполеон I, так и демонических злодеях, таких как преступник Вотрен и продажный журналист Этьен Лусто) и критика посредственности; внимание к теме тайных обществ и заговора (криминального, политического, филантропического); остросюжетность, тяготение к детективу – психологическому (романы «Сельский священник», «Le Curé de village», 1839–1841; «Тёмное дело», «Une ténébreuse affaire», 1841) или политическому (новелла «Случай из времён Террора», «Un épisode sous la Terreur», 1830).
Ключевой элемент функционирования социума в «Человеческой комедии» – деньги. Жажда обогащения, как и любая всепоглощающая страсть, у Бальзака неизменно несёт разрушение и смерть: в науке (роман «Поиски абсолюта», «La Recherche de l’absolu», 1834), в искусстве («Неведомый шедевр»); в любви («Луи Ламбер») и др. Общий пафос «Человеческой комедии» трагичен, хотя автору не чужды ирония и чёрный юмор.
Бальзак неоднократно размышлял о принципах творчества – в предисловиях, статьях, реже – в письмах. Он считается теоретиком (в общем предисловии к «Человеческой комедии») и практиком реализма. Писатель стремился к универсальной демонстрации «невымышленных фактов» действительности, показывал историко-социальную детерминированность событий и характеров, сочетал типизацию с индивидуализацией персонажей. При этом связь с романтической эстетикой, в том числе и стилистическая, сохраняется во всём его творчестве (особенно в ностальгическом романе «Лилии в долине», «Le Lys dans la vallée», 1836).
Летом 1843 г. Бальзак впервые приехал в Санкт-Петербург к своей возлюбленной Э. Ганской (в дальнейшем неоднократно посещал Россию). В 1847–1850 гг. (с перерывами) жил на Украине, в поместье Ганской в Верховне. В неоконченном путевом очерке «Письмо о Киеве» («Lettre sur Kiev», 1847, опубликован в 1927), предназначавшемся для газеты Le Journal des débats, полемизировал как с восторженными отзывами Ж. де Сталь, так и с негативными описаниями России в книге А. де Кюстина.
2(14) марта 1850 г. вступил в брак с Ганской в Бердичеве (венчание состоялось в костёле Святой Варвары). Вскоре по возвращении с Украины писатель умер. По легенде, перед смертью Бальзак в бреду просил позвать к нему врача Ораса Бьяншона, персонажа «Человеческой комедии».
Похоронен на кладбище Пер-Лашез, надгробную речь произнёс В. Гюго.
Произведения Бальзака переводятся на русский язык с 1-й трети 19 в. (отрывок из книги «Физиология брака» вышел в «Дамском журнале» в 1830. Ч. 29, № 12). Первым полным произведением в русском переводе стала повесть «Вендетта» (журнал «Телескоп». 1831. Ч. 2, № 5–8). Ф. М. Достоевский в юности (1844) перевёл роман «Евгения Гранде».
Проза Бальзака пользовалась и пользуется огромной популярностью во всём мире. Писатель оказал значительное влияние на творчество Г. Флобера, Г. де Мопассана, Э. Золя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др. «Бальзаковский роман» воспринимается как классический тип жанра 19 в. Не случайно «новые романисты» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор и др.) вели полемику именно с этой романной моделью.
В 20 в. появились многочисленные кино- и телеэкранизации произведений Бальзака. В частности, экранизированы романы «Евгения Гранде» (1910, режиссёр Э. Шотар; 1918, режиссёр Р. Роберти; 1946, режиссёр М. Сольдати; 1953, режиссёр Э. Гомес Муриэль; 1956, режиссёр М. Казнёв; 1960, режиссёр С. П. Алексеев; 1965–1966, режиссёр Р. Такер; 1966, режиссёр В. Йорданова; 1968, режиссёр А. Боде; 1994, режиссёр Ж.-Д. Вераг; 2021, режиссёр М. Дюген), «Шагреневая кожа» (1909, режиссёр А. Капеллани; 1915, режиссёр Р. Риджли; 1975, режиссёр П. Р. Резников; 1980, режиссёр М. Фавар; 2010, режиссёр А. Берлинер; 2018, режиссёр К. Самарас), «Отец Горио» (1921, режиссёр Ж. де Баронселли; 1945, режиссёр Р. Верне; 1968, режиссёр П. Расселл; 2004; режиссёр Ж.-Д. Вераг) и др. Жизни Бальзака посвящены художественные фильмы «Великая любовь Бальзака» («Un grand amour de Balzac», 1973, режиссёры Ж. Одри, В. Солаж), «Бальзак» («Balzac», 1998, режиссёр Ж. Дайан).