Вольтер
Вольте́р (Voltaire; настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ, François-Marie Arouet) (21.11.1694, Париж – 30.5.1778, там же; в 1791 прах Вольтера был перенесён в Пантеон), французский писатель, философ, историк.
Родился в семье нотариуса; в 7 лет потерял мать. Учился в иезуитском коллеже (1704–1711). В 1710 г. опубликовал первое произведение – «Подражание оде досточтимого отца Леже в честь святой Женевьевы» («Imitation de l’ode du R. P. Lejay sur sainte Geneviève»). В 1717–1718 гг. провёл несколько месяцев в Бастилии за сочинение стихов, высмеивавших регента Филиппа Орлеанского. Известность принесла трагедия на мифологический сюжет «Эдип» («Œdipe», поставлена 1718). Пребывание в Англии (1726–1729) сделало Вольтера убеждённым сторонником сенсуализма Дж. Локка и деизма. Влиянием пьес У. Шекспира отмечены ранние трагедии Вольтера «Брут» («Brutus», поставлена 1730), «Заира» («Zaїre», поставлена 1732) и др. Английский опыт отразился в его «Философских письмах» («Lettres philosophiques», опубликованы на английском языке под названием «Письма об английской нации», 1733, на французском языке – в 1734), в которых Вольтер, в частности, полемизирует с Б. Паскалем, утверждая, что человек создан для счастья на земле и должен не предаваться метафизическим рассуждениям, но действовать, добиваясь на практике улучшения своей жизни. Философия счастья Вольтера изложена в эпикурейской поэме «Светский человек» («Le mondain», 1736) и дидактической поэме «Рассуждение в стихах о человеке» («Discours en vers sur l’homme», 1738). Веря в возможность благотворных изменений по мере просвещения умов, Вольтер сотрудничал с энциклопедистами (до 1760). Он возлагал большие надежды на «просвещённых» правителей, пытаясь найти их среди европейских монархов. В своих исторических сочинениях с воодушевлением описал Петра Великого («История Российской империи в царствование Петра Великого», «Histoire de l’Empire de Russie sous Pierre le Grand», тома 1–2, 1759–1763, русский перевод 1809), золотой век французского абсолютизма («Век Людовика XIV», «Siècle de Louis XIV», издан в 1751). В 1745 г. Вольтер стал официальным историографом Людовика XV, в 1750–1753 гг. жил при дворе прусского короля Фридриха II Великого. С 1763 г. до конца жизни переписывался с Екатериной II.
Центральная для творчества Вольтера проблема смысла и цели человеческого существования неразрывно связана у него с проблемой религии. Он не был атеистом, но религия Откровения как непостижимая человеческим разумом вызывала у него протест. По мнению Вольтера, Бог существует, т. к. это доказывают наш разум и вся природа: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать» («К автору книги о трёх обманщиках», «Epître à l’auteur du livre des Trois imposteurs», 1769). Скептический ум Вольтера не допускал ничего, превосходящего возможности разума: вслед за П. Бейлем и Б. Спинозой он видел в Библии лишь набор нелепых басен. Католическая церковь, особенно повинная в несчастьях человечества, как считал Вольтер, подверглась наиболее сильным нападкам в ироикомической поэме «Орлеанская девственница» («La pucelle d’Orlé ans», 1735, издана в 1755) и в «Философском словаре» («Dictionnaire philosophique», 1764–1769). Вольтер не щадил и протестантство, ибо религиозный фанатизм стал, по его мнению, источником войн и преследования личности. Этой теме посвящены, помимо эпической поэмы «Генриада» («Henriade», 1728) и «Оды на фанатизм» («Ode sur le fanatisme», 1732), многие трагедии на исторические и мифологические сюжеты: «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le fanatisme ou Mahomet le prophète», 1742), «Законы Миноса» («Les lois de Minos», 1772) и др. Свои нравственные принципы Вольтер воплощал в жизнь, защищая жертв религиозного фанатизма (Ж. Каласа в 1762, П.-П. Сирвена в 1765, Ф.-Ж. Делабарра в 1766), а также других невинно пострадавших людей. Преследования со стороны властей заставили его в 1760 г. поселиться в Ферне, на границе Франции и Швейцарии.
Изначальный оптимистический взгляд на мир сменился у Вольтера пессимизмом, что отразилось в «Опыте о нравах и духе народов» («Essai sur les mœurs et l’esprit des nations», издан в 1756), «Поэме о Лиссабонском землетрясении» («Poème sur le désastre de Lisbonne», 1756), а также в философских повестях: «Задиг, или Судьба» («Zadig ou la Destinée», 1748); «Микромегас» («Le Micromé gas», 1752); «Кандид, или Оптимизм» («Candide ou l’Optimisme», 1759), в которой он последовательно отвергал идею Провидения; «Простодушный» («L’Ingénu», 1767), где полемизировал с Ж.-Ж. Руссо.
Литература для Вольтера в определённой мере заняла место религии, становясь средством объединения людей, обретения отсутствующей в мире гармонии. При этом писатель в значительной мере опирался на достижения французского классицизма. В то же время он проявил себя в нерегламентированных жанрах, ориентированных на салонную культуру (повести, полемические сочинения, письма, «лёгкая поэзия» и пр.). Философские повести Вольтера (основными чертами которых стали остроумие и ирония, ясность и простота формы, быстрая смена тона, краткость и недоговорённость) оказали значительное влияние на развитие французской прозы.
В начале 1770-х гг. Вольтер практически перестал писать, в 1778 г. он с триумфом вернулся из Ферне в Париж, где вскоре скончался.
В России произведения Вольтера были известны с 1720-х гг. Под влиянием его идей в России 18 – 1-й половины 19 вв. развивалось вольтерьянство – политическое и религиозное вольнодумство, нацеленное на построение рационального и справедливого общественного устройства.
Член Французской академии (1746), почётный член Петербургской академии наук (1746).